Жизнь в российской глубинке. Апшеронская узкоколейка. Шпалорез
Выживание в отдаленных поселках леспромхоза. Узкоколейные железные дороги – нитки, связывающие эти поселки с цивилизацией. Одна из таких узкоколеек уходит в горы Краснодарского края, добраться туда можно на "Матрице" (так местные называют автомотрису – автобус на рельсах). Путь проходит через село Черниговское, хутор Кушинка, поселки Режет, Тубы и Отдаленный (поселение Шпалорез).
P.S. Полноценный отчет о четырехдневном походе по Апшеронской узкоколейной железной дороге выйдет позже...
Жизнь в российской глубинке. Апшеронская узкоколейка. Шпалорез
Узкоколейка Гуамского ущелья
Прошли пешком через каньон реки Курджипс, по которому тянется ветка УЖД. Железная дорога находится не в самом лучшем состоянии, местами рельсы висят в воздухе, а часть пути снесло селем. Станция Мезмай, куда раньше ходил пассажирский поезд, полностью заброшена.
В этом походе ночуем в районе Камышановой поляны в заснеженном пихтовом лесу. Во второй день побывали на водопадах реки Кутанка в период половодья.
Как обычно, ниже будет фоторассказ о походе.
Прошли пешком через каньон реки Курджипс, по которому тянется ветка УЖД. Железная дорога находится не в самом лучшем состоянии, местами рельсы висят в воздухе, а часть пути снесло селем. Станция Мезмай, куда раньше ходил пассажирский поезд, полностью заброшена.
В этом походе ночуем в районе Камышановой поляны в заснеженном пихтовом лесу. Во второй день побывали на водопадах реки Кутанка в период половодья.
Как обычно, ниже будет фоторассказ о походе.
День 1. Камышанова поляна
За первый день предстояло пройти 27 км – от хутора Гуамки по рельсам узкоколейки через Гуамское ущелье, поселок Мезмай и уйти за Камышанову поляну.
Для начала осмотрим подвижный состав, базирующийся в Гуамке. Перед нами дрезина.
Пассажирский вагон.
Целый пассажирский поезд из двух вагонов и локомотива.
Снегоочиститель.
Уходим в каньон. Со стены срывается водопад.
В некоторых местах можно спуститься к реке.
Ущелье очень узкое, в нем протекает река и есть небольшая полочка, по которой проходит железная дорога.
Водопады в большом количестве.
Река совсем узкая.
Переходим железнодорожный мост.
Впереди скальный останец.
Далее проходим зону оползня, где полностью снесло часть железнодорожного пути. Дальше поезда не ходят.
Обрыв путей за оползнем.
На той стороне реки со скал срываются водопады.
Железная дорога в плохом состоянии.
Рельсы висят в воздухе.
Идем дальше...
Еще раз смотрим на скалы на противоположном берегу реки.
Постепенно приближаемся к поселку Мезмай.
Станция Мезмай полностью заброшена, поезда сюда больше не ходят. А посредине поселка находятся руины деревообрабатывающего завода. Раньше железнодорожные пути использовались для транспортировки древесины и грузопассажирских перевозок.
Проходим поселок и по лесной дороге направляемся в сторону Камышановой поляны. Это крупная поляна протяженностью в районе трех километров.
Прошли поляну и обосновались на ночлег в пихтовом лесу. Недалеко от места нашей стоянки есть отличный родник, из которого запаслись чистой водой.
Ночь была морозной, температура упала градусов до -10.
За первый день предстояло пройти 27 км – от хутора Гуамки по рельсам узкоколейки через Гуамское ущелье, поселок Мезмай и уйти за Камышанову поляну.
Для начала осмотрим подвижный состав, базирующийся в Гуамке. Перед нами дрезина.
Пассажирский вагон.
Целый пассажирский поезд из двух вагонов и локомотива.
Снегоочиститель.
Уходим в каньон. Со стены срывается водопад.
В некоторых местах можно спуститься к реке.
Ущелье очень узкое, в нем протекает река и есть небольшая полочка, по которой проходит железная дорога.
Водопады в большом количестве.
Река совсем узкая.
Переходим железнодорожный мост.
Впереди скальный останец.
Далее проходим зону оползня, где полностью снесло часть железнодорожного пути. Дальше поезда не ходят.
Обрыв путей за оползнем.
На той стороне реки со скал срываются водопады.
Железная дорога в плохом состоянии.
Рельсы висят в воздухе.
Идем дальше...
Еще раз смотрим на скалы на противоположном берегу реки.
Постепенно приближаемся к поселку Мезмай.
Станция Мезмай полностью заброшена, поезда сюда больше не ходят. А посредине поселка находятся руины деревообрабатывающего завода. Раньше железнодорожные пути использовались для транспортировки древесины и грузопассажирских перевозок.
Проходим поселок и по лесной дороге направляемся в сторону Камышановой поляны. Это крупная поляна протяженностью в районе трех километров.
Прошли поляну и обосновались на ночлег в пихтовом лесу. Недалеко от места нашей стоянки есть отличный родник, из которого запаслись чистой водой.
Ночь была морозной, температура упала градусов до -10.
День 2. Водопады на реке Кутанка
Второй день был менее насыщенным, требовалось дойти до очередного поселка – Хамышков, при этом успев на последний автобус, который уходит где-то в районе 15 часов. Самый интересный объект на сегодня – так называемые водопады на Кутанке. Почему "так называемые" расскажу ниже. На этих водопадах уже был, но осенью, когда воды в ручье практически не было. Сейчас же была возможность застать период половодья.
Снова выходим на дорогу с Камышановой поляны, по которой продолжаем путь в сторону автомобильной трассы. Снега местами по колено.
По автодороге пару километров, затем вновь в лес на проселочную дорогу.
Проходим лесную землянку, дверь на замке.
Далее пересекаем ручей Сашкова и выходим на Цербелеву поляну. И в этом месте я уже был, когда ходил на гору Монах – ссылка на тот поход.
Так как время поджимало, да и места знакомые, то следующий отрезок пути ничего не снимал аж до смотровых со склона Монаха. Вкратце о том, что интересного оказалось за кадром. На самой горе есть целый дольменный город (о нем можно посмотреть в видеоролике с предыдущего похода), недалеко от дольменной группы имеется неплохое место для отдыха – столик и лавочки. Там сделали остановку на обед. А на спуске с горы есть сквозная пещера Крыло Ангела. Ее посещение есть в том видео.
Выходим на смотровую, внизу виден поселок, в который нам предстоит выйти.
За лесными горами торчат заснеженные вершины высокогорья.
И выходим к "водопадам на Кутанке". Здесь целая серия водопадов, я заснял только те, к которым удалось подойти, но это далеко не все. Кутанка – это название реки, которая протекает неподалеку. Но сами водопады находятся не на реке, а на ручье, впадающем в реку. Посему называть их "водопадами на Кутанке" не совсем корректно. Однако это название прижилось у местного населения.
Воды действительно много, в прошлый раз со скал текла небольшая струйка, а сейчас тут настоящий ступенчатый водопад.
Далее идет длинный водопад, который целиком не помещается в кадр, он продолжается еще ниже.
Следующий водопад более широкий. Кстати, не в курсе на счет их названий, на OSM-карте они обозначены просто как водопады. Возможно что у них есть свои имена, но мне они неизвестны.
Последний водопадик совсем маленький. В этом месте переходим ручей на ту сторону, и дальше до самого поселка ничего особо интересного нет.
Возле поселка переходим Бзыху вброд, приводим себя в порядок и идем на автобусную остановку. Наткнулись на интересный курятник в одном из дворов.
Итоги похода: за два дня пройдено 42 км, поход с одной ночевкой.
Второй день был менее насыщенным, требовалось дойти до очередного поселка – Хамышков, при этом успев на последний автобус, который уходит где-то в районе 15 часов. Самый интересный объект на сегодня – так называемые водопады на Кутанке. Почему "так называемые" расскажу ниже. На этих водопадах уже был, но осенью, когда воды в ручье практически не было. Сейчас же была возможность застать период половодья.
Снова выходим на дорогу с Камышановой поляны, по которой продолжаем путь в сторону автомобильной трассы. Снега местами по колено.
По автодороге пару километров, затем вновь в лес на проселочную дорогу.
Проходим лесную землянку, дверь на замке.
Далее пересекаем ручей Сашкова и выходим на Цербелеву поляну. И в этом месте я уже был, когда ходил на гору Монах – ссылка на тот поход.
Так как время поджимало, да и места знакомые, то следующий отрезок пути ничего не снимал аж до смотровых со склона Монаха. Вкратце о том, что интересного оказалось за кадром. На самой горе есть целый дольменный город (о нем можно посмотреть в видеоролике с предыдущего похода), недалеко от дольменной группы имеется неплохое место для отдыха – столик и лавочки. Там сделали остановку на обед. А на спуске с горы есть сквозная пещера Крыло Ангела. Ее посещение есть в том видео.
Выходим на смотровую, внизу виден поселок, в который нам предстоит выйти.
За лесными горами торчат заснеженные вершины высокогорья.
И выходим к "водопадам на Кутанке". Здесь целая серия водопадов, я заснял только те, к которым удалось подойти, но это далеко не все. Кутанка – это название реки, которая протекает неподалеку. Но сами водопады находятся не на реке, а на ручье, впадающем в реку. Посему называть их "водопадами на Кутанке" не совсем корректно. Однако это название прижилось у местного населения.
Воды действительно много, в прошлый раз со скал текла небольшая струйка, а сейчас тут настоящий ступенчатый водопад.
Далее идет длинный водопад, который целиком не помещается в кадр, он продолжается еще ниже.
Следующий водопад более широкий. Кстати, не в курсе на счет их названий, на OSM-карте они обозначены просто как водопады. Возможно что у них есть свои имена, но мне они неизвестны.
Последний водопадик совсем маленький. В этом месте переходим ручей на ту сторону, и дальше до самого поселка ничего особо интересного нет.
Возле поселка переходим Бзыху вброд, приводим себя в порядок и идем на автобусную остановку. Наткнулись на интересный курятник в одном из дворов.
Итоги похода: за два дня пройдено 42 км, поход с одной ночевкой.
Пешком по шпалам узкоколейки. Часть 1. Хутор Кушинка, гора Оплепен.
Путь начал из села Черниговского, в первый день прошел станцию Десятый Километр, от куда повернул на второстепенную ветку, подошел к хутору Кушинка и поднялся на гору Оплепен (высота 1010 м). На Оплепене состоялась первая ночевка, за ходовой день пройдено 20 км.
(ссылка на просмотр)
Путь начал из села Черниговского, в первый день прошел станцию Десятый Километр, от куда повернул на второстепенную ветку, подошел к хутору Кушинка и поднялся на гору Оплепен (высота 1010 м). На Оплепене состоялась первая ночевка, за ходовой день пройдено 20 км.
phpBB [media]
(ссылка на просмотр)
Черниговское депо апшеронской узкоколейки
Путь по апшеронской УЖД начал из села Черниговского, где первым делом посетил депо действующей горной узкоколейки.
Ныне рельсы узкоколейки заканчиваются в Черниговском, хотя раньше тянулись до города Апшеронска, где вывозимый лес перегружался на железнодорожные вагоны широкой колеи.
Деревообрабатывающий комбинат все еще работает, но уже не в полную силу. По железной дороге хлысты уже не возят.
Вагоны лесовозы стоят в отстойнике на запасном пути. Постепенно идет процесс утилизации вагонов, их режут на металл.
Прохожу стрелку и поворачиваю на ветку, ведущую к депо.
Депо функционирует, часть техники поддерживают в рабочем состоянии.
Вагон платформа для перевозки грузов, слева стоит мотодрезина "Пионерка".
Три действующих тепловоза выстроились вряд возле ангара. Внутри ангара скрывается автомотриса "Матрица" (самоходный пассажирский железнодорожный вагончик). "Матрица" используется для пассажирских и грузовых перевозок.
Пассажирский вагон, переделанный под склад.
Впереди виден зеленый вагончик - это прогулочный пассажирский вагон, используемый для туристических поездок.
Два полноценных крытых пассажирских вагона, внутри сидячие места - деревянные скамейки, как в электричках.
Вагон снегоочиститель, реальный раритет. Нынче не используется, а раньше применялся в зимний период для расчистки путей от снега.
На этом осмотр депо закончился. Это далеко не вся сохранившаяся техника, некоторые вагоны брошены на путях, например, за депо стояли думпкары с щебнем (они есть в видео, сфотографировать их забыл).
Выхожу на основную ветку и направляюсь на выход из Черниговского.
Это лишь начало 4-дневного похода по апшеронской УЖД. Дальше будет много интересного. Ждите продолжения истории!
Путь по апшеронской УЖД начал из села Черниговского, где первым делом посетил депо действующей горной узкоколейки.
Ныне рельсы узкоколейки заканчиваются в Черниговском, хотя раньше тянулись до города Апшеронска, где вывозимый лес перегружался на железнодорожные вагоны широкой колеи.
Деревообрабатывающий комбинат все еще работает, но уже не в полную силу. По железной дороге хлысты уже не возят.
Вагоны лесовозы стоят в отстойнике на запасном пути. Постепенно идет процесс утилизации вагонов, их режут на металл.
Прохожу стрелку и поворачиваю на ветку, ведущую к депо.
Депо функционирует, часть техники поддерживают в рабочем состоянии.
Вагон платформа для перевозки грузов, слева стоит мотодрезина "Пионерка".
Три действующих тепловоза выстроились вряд возле ангара. Внутри ангара скрывается автомотриса "Матрица" (самоходный пассажирский железнодорожный вагончик). "Матрица" используется для пассажирских и грузовых перевозок.
Пассажирский вагон, переделанный под склад.
Впереди виден зеленый вагончик - это прогулочный пассажирский вагон, используемый для туристических поездок.
Два полноценных крытых пассажирских вагона, внутри сидячие места - деревянные скамейки, как в электричках.
Вагон снегоочиститель, реальный раритет. Нынче не используется, а раньше применялся в зимний период для расчистки путей от снега.
На этом осмотр депо закончился. Это далеко не вся сохранившаяся техника, некоторые вагоны брошены на путях, например, за депо стояли думпкары с щебнем (они есть в видео, сфотографировать их забыл).
Выхожу на основную ветку и направляюсь на выход из Черниговского.
Это лишь начало 4-дневного похода по апшеронской УЖД. Дальше будет много интересного. Ждите продолжения истории!
Узкоколейка от Черниговского до Кушинки
Осмотрев депо в Черниговском, выхожу из села по шпалам узкоколейки.
Железная дорога проходит в узком зеленом коридоре, сойти в сторону практически невозможно из-за густоты зарослей. На пути меня встречают коровы, важно расхаживающие прямо по путям.
Линия узкоколейки проходит вдоль реки Пшеха. Вода в реке и во всех её притоках мутная. А с неба накрапывает дождь.
Повезло встретить родник, прямо рядом с путями. Набрал чистой воды.
Мосты через ручьи надо проходить с определенной осторожностью, всё мокрое, доски и бревна скользкие.
Рельсы петляют вдоль скал.
А слева обрыв в Пшеху.
Зеленый коридор тянется вдаль.
Сошел по тропинке в лес, где обнаружил просто море грибов. Собрал немного себе на ужин.
А тропинка привела к хижине отшельника.
Внутри три спальных места, есть печка-буржуйка. А рядом с хижиной навес и столик, где решил остановиться на обед.
Снова выхожу на пути...
Очередной мост через ручей, впадающий в Пшеху.
С моста сквозь зелен просматривается водопад.
Чуть выше вторая ступенька.
Урочище Нижние Волчьи Ворота, здесь дорога уходит в каньон.
В районе хутора Десятый Километр расположена развязка, одна ветка ведет в Кушинку, другая в Шпалорез. Поворачиваю на Кушинку.
Хуторок практически вымерший, много заброшенных хат и дворов.
Рельсы тонут в болоте.
И кривые пути тянутся до самой Кушинки.
Однако выходить в хутор Кушинка сегодня не планировал, первоочередная задача подняться на вершину горы Оплепен. Об этом и о самом хуторе будет рассказано чуть позже.
Осмотрев депо в Черниговском, выхожу из села по шпалам узкоколейки.
Железная дорога проходит в узком зеленом коридоре, сойти в сторону практически невозможно из-за густоты зарослей. На пути меня встречают коровы, важно расхаживающие прямо по путям.
Линия узкоколейки проходит вдоль реки Пшеха. Вода в реке и во всех её притоках мутная. А с неба накрапывает дождь.
Повезло встретить родник, прямо рядом с путями. Набрал чистой воды.
Мосты через ручьи надо проходить с определенной осторожностью, всё мокрое, доски и бревна скользкие.
Рельсы петляют вдоль скал.
А слева обрыв в Пшеху.
Зеленый коридор тянется вдаль.
Сошел по тропинке в лес, где обнаружил просто море грибов. Собрал немного себе на ужин.
А тропинка привела к хижине отшельника.
Внутри три спальных места, есть печка-буржуйка. А рядом с хижиной навес и столик, где решил остановиться на обед.
Снова выхожу на пути...
Очередной мост через ручей, впадающий в Пшеху.
С моста сквозь зелен просматривается водопад.
Чуть выше вторая ступенька.
Урочище Нижние Волчьи Ворота, здесь дорога уходит в каньон.
В районе хутора Десятый Километр расположена развязка, одна ветка ведет в Кушинку, другая в Шпалорез. Поворачиваю на Кушинку.
Хуторок практически вымерший, много заброшенных хат и дворов.
Рельсы тонут в болоте.
И кривые пути тянутся до самой Кушинки.
Однако выходить в хутор Кушинка сегодня не планировал, первоочередная задача подняться на вершину горы Оплепен. Об этом и о самом хуторе будет рассказано чуть позже.
Пешком по шпалам узкоколейки. Часть 2. Поселок Режет, село Тубы, поселение Шпалорез.
Продолжаю идти по Апшеронской горной узкоколейке. Прохожу Режет, Тубы и выхожу в поселение Шпалорез (поселок Отдаленный). По пути встречаю медведя и других животных. Из Шпалореза рано утром отправляется "Матрица" (так местные называют автомотрису, курсирующую по железной дороге от Черниговского до Отдаленного)...
(ссылка на просмотр)
Добавлено спустя 10 часов 56 минут:
Гора Оплепен
Подняться на гору Оплепен решил перед самым походом, а изначально были планы дойти лишь до Кушинки. Однако ни разу не пожалел о своем решении.
До Кушинки не дошел где-то с полкилометра, осмотр хутора решил оставить на следующий день, а заночевать на вершине горы Оплепен. От узкоколейки круто вверх уходит лесная дорога.
(Это кадр из видео, фото дороги не делал)
Возле дороги встретились весьма редкие грибы - земляная звезда тройная.
Подъем монотонный, вокруг лес, потому фотографировать было нечего. Перед последним рывком расположен неплохой родник. Здесь набрал чистой воды и промыл собранные по пути грибы.
С поляны открывается вид на горы. Забегая вперед отмечу, что главную смотровую точку Оплепена я не посетил, так как узнал о её существовании уже позже. Возможно, когда-то еще вернусь, хотя вряд ли...
На вершине горы расположены памятники. Обзора с вершины нет. Высота Оплепена примерно 1000 метров над уровнем моря.
Вершина оказалась неудобной для оборудования лагеря, потому спустился немного вниз в лес, где и забазировался на ночь.
Варю грибной суп.
Супчик готов.
Грибов было собрано столько, что часть пришлось выкинуть, а из некоторых пожарил шашлык.
На этом первый походный день подошел к концу. День выдался насыщенным и интересным.
А о продолжении похода расскажу в следующей части...
Продолжаю идти по Апшеронской горной узкоколейке. Прохожу Режет, Тубы и выхожу в поселение Шпалорез (поселок Отдаленный). По пути встречаю медведя и других животных. Из Шпалореза рано утром отправляется "Матрица" (так местные называют автомотрису, курсирующую по железной дороге от Черниговского до Отдаленного)...
phpBB [media]
(ссылка на просмотр)
Добавлено спустя 10 часов 56 минут:
Гора Оплепен
Подняться на гору Оплепен решил перед самым походом, а изначально были планы дойти лишь до Кушинки. Однако ни разу не пожалел о своем решении.
До Кушинки не дошел где-то с полкилометра, осмотр хутора решил оставить на следующий день, а заночевать на вершине горы Оплепен. От узкоколейки круто вверх уходит лесная дорога.
(Это кадр из видео, фото дороги не делал)
Возле дороги встретились весьма редкие грибы - земляная звезда тройная.
Подъем монотонный, вокруг лес, потому фотографировать было нечего. Перед последним рывком расположен неплохой родник. Здесь набрал чистой воды и промыл собранные по пути грибы.
С поляны открывается вид на горы. Забегая вперед отмечу, что главную смотровую точку Оплепена я не посетил, так как узнал о её существовании уже позже. Возможно, когда-то еще вернусь, хотя вряд ли...
На вершине горы расположены памятники. Обзора с вершины нет. Высота Оплепена примерно 1000 метров над уровнем моря.
Вершина оказалась неудобной для оборудования лагеря, потому спустился немного вниз в лес, где и забазировался на ночь.
Варю грибной суп.
Супчик готов.
Грибов было собрано столько, что часть пришлось выкинуть, а из некоторых пожарил шашлык.
На этом первый походный день подошел к концу. День выдался насыщенным и интересным.
А о продолжении похода расскажу в следующей части...
Фрагмент горной узкоколейки. Отрезок от Кушинки до Режета
Проснулся на горе Оплепен, предстоял спуск в хутор Кушинку. Напомню, что до Кушинки ведет тупиковая ветвь УЖД, потому, после осмотра хутора, предстояло вернуться на развязку на Десятом Километре, а от туда, по основной ветке, до поселка Режет.
Первым делом завтракаю, собираю вещи и выдвигаюсь в путь. На спуске предстояло пополнить запасы воды в роднике, после чего двигаться по лесовозным дорогам. Ничего интересного они не предвещали. Однако недалеко от дороги, буквально в 5-10 метрах повстречал медведя. Его даже удалось заснять на видео!
После обеда выхожу в Кушинку. Ну что же, настало время осмотреть хутор поближе. Дворы выглядят весьма печально, очень много заброшенных домов. А этот дом что-то вроде культурного центра. Может там была почта или еще что?
Хутор разделен на две части рекой Маратуки. Мост через реку и обветшавшие дома на той стороне.
На ту сторону реки не пошел, возвращаюсь к железной дороге. На путях стоит "Пионерка".
Неподалеку железнодорожный вокзал, оборудованный из списанного вагона. Здесь останавливается "Матрица".
Иду по дороге в сторону Десятого Километра. Узкоколейка остается слева метрах в двадцати от дороги.
На Десятом Километре выхожу на главную ветку.
Хутор в еще более ветхом состоянии. Прохожу магазин с раритетными советскими весами.
На путях стоит прицеп для "Пионерки".
За хутором железная дорога пересекает реку Маратуки и уходит на тот берег.
Вид на реку с моста.
До следующего населенного пункта достаточно длинный перегон. Рельсы волнами уходят вдаль.
Возле путей технические постройки. Внутри деревянного сарая пусто.
И подхожу к поселку Режет.
Небольшая тупиковая ветка, на которую упало дерево.
Поселок фрагментированный, местами кажется, что это уже конец...
Но нет, дальше опять появляются развалюшки.
А это магазин. Чтобы что-то купить, надо сначала найти продавщицу. Мне это удалось благодаря наводке местного жителя, он объяснил, в какую калитку стучаться, чтобы позвать продавщицу. В магазине практически ничего нет. Хотел прикупить питьевой воды, так как мои запасы заканчивались, а будет ли вода дальше - неизвестно. Но воды там нет, взял бутылку "Пепси".
И от Режета ушел вверх по заброшенной дороге в поисках места для ночевки. В одном из ручьев была найдена вода, но изначально я не знал, будет она, или ручей окажется пересохшим.
Заночевал метрах в ста от ручья выше по склону.
Ну что, второй день подошел к концу. А о продолжении моего путешествия расскажу в следующей части...
Проснулся на горе Оплепен, предстоял спуск в хутор Кушинку. Напомню, что до Кушинки ведет тупиковая ветвь УЖД, потому, после осмотра хутора, предстояло вернуться на развязку на Десятом Километре, а от туда, по основной ветке, до поселка Режет.
Первым делом завтракаю, собираю вещи и выдвигаюсь в путь. На спуске предстояло пополнить запасы воды в роднике, после чего двигаться по лесовозным дорогам. Ничего интересного они не предвещали. Однако недалеко от дороги, буквально в 5-10 метрах повстречал медведя. Его даже удалось заснять на видео!
После обеда выхожу в Кушинку. Ну что же, настало время осмотреть хутор поближе. Дворы выглядят весьма печально, очень много заброшенных домов. А этот дом что-то вроде культурного центра. Может там была почта или еще что?
Хутор разделен на две части рекой Маратуки. Мост через реку и обветшавшие дома на той стороне.
На ту сторону реки не пошел, возвращаюсь к железной дороге. На путях стоит "Пионерка".
Неподалеку железнодорожный вокзал, оборудованный из списанного вагона. Здесь останавливается "Матрица".
Иду по дороге в сторону Десятого Километра. Узкоколейка остается слева метрах в двадцати от дороги.
На Десятом Километре выхожу на главную ветку.
Хутор в еще более ветхом состоянии. Прохожу магазин с раритетными советскими весами.
На путях стоит прицеп для "Пионерки".
За хутором железная дорога пересекает реку Маратуки и уходит на тот берег.
Вид на реку с моста.
До следующего населенного пункта достаточно длинный перегон. Рельсы волнами уходят вдаль.
Возле путей технические постройки. Внутри деревянного сарая пусто.
И подхожу к поселку Режет.
Небольшая тупиковая ветка, на которую упало дерево.
Поселок фрагментированный, местами кажется, что это уже конец...
Но нет, дальше опять появляются развалюшки.
А это магазин. Чтобы что-то купить, надо сначала найти продавщицу. Мне это удалось благодаря наводке местного жителя, он объяснил, в какую калитку стучаться, чтобы позвать продавщицу. В магазине практически ничего нет. Хотел прикупить питьевой воды, так как мои запасы заканчивались, а будет ли вода дальше - неизвестно. Но воды там нет, взял бутылку "Пепси".
И от Режета ушел вверх по заброшенной дороге в поисках места для ночевки. В одном из ручьев была найдена вода, но изначально я не знал, будет она, или ручей окажется пересохшим.
Заночевал метрах в ста от ручья выше по склону.
Ну что, второй день подошел к концу. А о продолжении моего путешествия расскажу в следующей части...
Путь в Шпалорез (отдаленное горное поселение)
Узкоколейка ведет до Шпалореза, дальше населенных пунктов уже нет, за ним лишь Главный Кавказский хребет. Остается последний рывок...
Просыпаюсь в лесу недалеко от Режета. Стандартные утренние процедуры, сходил на ручей за водой и умыться (напомню, до ручья метров 100 вниз по склону), готовлю завтрак, собираю вещи.
Режет находится по обе стороны Пшехи. Перехожу реку по железнодорожному мосту.
Река весьма полноводная.
Прохожу почтовое отделение. Почка оказалась закрытой из-за выходного дня. Надеялся купить батарейки на фонарик, который уже еле светит, но, видимо, не судьба. В магазине "мизинчиковых" батареек также не было.
Горы становятся выше и выше...
В урочище Верхние Волчьи Ворота железная дорога идет буквально по краю обрыва.
Внизу Пшеха.
Продолжаю идти по перегону между Режетом и Тубами.
Собор-Скала, которую рассматривал где-то очень далеко с горы Оплепен, уже совсем близко.
Прохожу село Средние Тубы. Нижние Тубы оказались полностью нежилыми, даже намеков на то, что там были дома, не обнаружил.
В очередной раз по пути собираю грибы, на ужин можно будет сварить грибного супа.
Следующий населенный пункт это Верхние Тубы.
Собор-Скала еще ближе...
А горы выше...
За этим мостом начинается Шпалорез (или по-другому Отдаленный).
В очередной раз перехожу Пшеху.
Появились первые дворы Шпалореза.
В центре поселения железнодорожная развязка. Раньше рельсы тянулись дальше, сейчас же здесь узкоколейка заканчивается.
Поселение хоть и жилое, но весьма ветхое.
Остановочная платформа, "Матрицы" нет, она придет ночью.
И конечная точка Апшеронской УЖД на ветке от Черниговского до Шпалореза.
Вид на Черногор.
Очень много заброшенных домов.
От поселения отошел на несколько километров, вышел к берегу реки Тугупс.
Возле реки оборудовал лагерь. Как таковой ночевки не планируется, "Матрица" отправляется в 3:45 утра, особо не поспишь. А ведь надо еще дойти до платформы.
На "Матрице" добрался до Черниговского, от куда с кучей пересадок еду домой.
На этом история о пешем походе по остаткам Апшеронской узкоколейки подходит к концу.
Узкоколейка ведет до Шпалореза, дальше населенных пунктов уже нет, за ним лишь Главный Кавказский хребет. Остается последний рывок...
Просыпаюсь в лесу недалеко от Режета. Стандартные утренние процедуры, сходил на ручей за водой и умыться (напомню, до ручья метров 100 вниз по склону), готовлю завтрак, собираю вещи.
Режет находится по обе стороны Пшехи. Перехожу реку по железнодорожному мосту.
Река весьма полноводная.
Прохожу почтовое отделение. Почка оказалась закрытой из-за выходного дня. Надеялся купить батарейки на фонарик, который уже еле светит, но, видимо, не судьба. В магазине "мизинчиковых" батареек также не было.
Горы становятся выше и выше...
В урочище Верхние Волчьи Ворота железная дорога идет буквально по краю обрыва.
Внизу Пшеха.
Продолжаю идти по перегону между Режетом и Тубами.
Собор-Скала, которую рассматривал где-то очень далеко с горы Оплепен, уже совсем близко.
Прохожу село Средние Тубы. Нижние Тубы оказались полностью нежилыми, даже намеков на то, что там были дома, не обнаружил.
В очередной раз по пути собираю грибы, на ужин можно будет сварить грибного супа.
Следующий населенный пункт это Верхние Тубы.
Собор-Скала еще ближе...
А горы выше...
За этим мостом начинается Шпалорез (или по-другому Отдаленный).
В очередной раз перехожу Пшеху.
Появились первые дворы Шпалореза.
В центре поселения железнодорожная развязка. Раньше рельсы тянулись дальше, сейчас же здесь узкоколейка заканчивается.
Поселение хоть и жилое, но весьма ветхое.
Остановочная платформа, "Матрицы" нет, она придет ночью.
И конечная точка Апшеронской УЖД на ветке от Черниговского до Шпалореза.
Вид на Черногор.
Очень много заброшенных домов.
От поселения отошел на несколько километров, вышел к берегу реки Тугупс.
Возле реки оборудовал лагерь. Как таковой ночевки не планируется, "Матрица" отправляется в 3:45 утра, особо не поспишь. А ведь надо еще дойти до платформы.
На "Матрице" добрался до Черниговского, от куда с кучей пересадок еду домой.
На этом история о пешем походе по остаткам Апшеронской узкоколейки подходит к концу.
Название раздела: Семейные выезды, маршруты
Описание: Совместные и не очень поездки: уточнения возникших вопросов при планировании, анонсы, сборы участников, отчеты и т.п.
Описание: Совместные и не очень поездки: уточнения возникших вопросов при планировании, анонсы, сборы участников, отчеты и т.п.