Техника управления: полный привод на снегу
Ситуация: Дорога с хорошо укатанным снежным покрытием (скользко), спуск с затяжным поворотом направо.
Машина на полном приводе, не блокирован межосевой диф. Резина Гудрич МТ.
Спусакаюсь (слишком быстро и дорога неровная), в результате занос задней оси (жопа пытается обогнать перед).
Понятно, что руль выкручивается в сторону заноса. Машина продолжает спускаться боком, достаточно быстро.
Внимание вопрос: действия пилота? Добавить газу или отпустить газ при включенной передаче?
Машина на полном приводе, не блокирован межосевой диф. Резина Гудрич МТ.
Спусакаюсь (слишком быстро и дорога неровная), в результате занос задней оси (жопа пытается обогнать перед).
Понятно, что руль выкручивается в сторону заноса. Машина продолжает спускаться боком, достаточно быстро.
Внимание вопрос: действия пилота? Добавить газу или отпустить газ при включенной передаче?
Re: Техника управления: полный привод на снегу
-) теория - это сферический конь в вакууме -).
действия пилота - оценить и сразу выбрать вариант - тормозить обо что угодно сразу щас или пытаться отделаться мокрыми штанами.
судя по "продолжает спускаться достаточно быстро" - уже давно пора не просто присматривать себе обочину помягче а и ехать в неё.
-
Чтобы выровняться носом под горку надо надо навалить газу, но это поможет только тогда, когда сцепления колес с дорогой достаточно чтобы на данной скорости не только забороть занос но и исправить его. При этом после выхода из заноса сцепления должно продолжать хватать чтобы ехать и рулить по тому правому затяжному.
Если его не хватает уже сейчас или не будет хватать потом - начинай останавливаться как только это понял. Останавливайся как можешь. Получится кратковременно наступить, выровнять и уйти в обочину - наступай и уходи. Не получится - воткни передачу ниже и рули-молись, можно согнуть педаль тормоза - особо ничего не изменит, тут уже не ты рулишь ситуацией.
действия пилота - оценить и сразу выбрать вариант - тормозить обо что угодно сразу щас или пытаться отделаться мокрыми штанами.
судя по "продолжает спускаться достаточно быстро" - уже давно пора не просто присматривать себе обочину помягче а и ехать в неё.
-
Чтобы выровняться носом под горку надо надо навалить газу, но это поможет только тогда, когда сцепления колес с дорогой достаточно чтобы на данной скорости не только забороть занос но и исправить его. При этом после выхода из заноса сцепления должно продолжать хватать чтобы ехать и рулить по тому правому затяжному.
Если его не хватает уже сейчас или не будет хватать потом - начинай останавливаться как только это понял. Останавливайся как можешь. Получится кратковременно наступить, выровнять и уйти в обочину - наступай и уходи. Не получится - воткни передачу ниже и рули-молись, можно согнуть педаль тормоза - особо ничего не изменит, тут уже не ты рулишь ситуацией.
Re: Техника управления: полный привод на снегу
Принял мнение наваливать газу. В теоретической модели постоил себе мнение "отпустить газ" Так как на задние колеса вроде бы передается побольше крутящего момента 60:40. Те машина больше похожа на заднеприводную, чем на переднеприводную.
По факту в голове мысли были: выкрутил руль - ой - газ? или ничего? - не знаю - пошел ловить обочину.
Поймал передними колесами - выровнялся - скинулся на нижнюю передачу. Почти никто не успел испугаться.
По факту в голове мысли были: выкрутил руль - ой - газ? или ничего? - не знаю - пошел ловить обочину.
Поймал передними колесами - выровнялся - скинулся на нижнюю передачу. Почти никто не успел испугаться.
Re: Техника управления: полный привод на снегу
едешь вниз, занос
единственно возможный способ выровняться - навалить газу перейдя от торможения двигателем к разгону. полный привод начнёт ехать в сторону поворота руля.
если при езде вниз сбрасывать газ ещё и ещё и даже тормозить - задняя ось в итоге объедет переднюю.
выкладки с моментом ошибка но это нипричём. просто при торможении хоть двигателем (в меньшей степени) хоть тормозами (в большей степени) - передняя ось тормозит сильнее чем задняя и как следствие задняя будет обгонять переднюю.
===
выровнялся ты потому что перестал скользить. кончилось скольжение, началось качение, задняя ось перестала обгонять переднюю, сцепления с дорогой стало хватать - как следствие заработал руль.
этот рефлекс надо из мозга перевести в ноги. мозг запрещает вниз газовать при начавшемся скольжении а тем не менее именно газ причём активный газ поможет вернуть заданное направление движения.
единственно возможный способ выровняться - навалить газу перейдя от торможения двигателем к разгону. полный привод начнёт ехать в сторону поворота руля.
если при езде вниз сбрасывать газ ещё и ещё и даже тормозить - задняя ось в итоге объедет переднюю.
выкладки с моментом ошибка но это нипричём. просто при торможении хоть двигателем (в меньшей степени) хоть тормозами (в большей степени) - передняя ось тормозит сильнее чем задняя и как следствие задняя будет обгонять переднюю.
===
выровнялся ты потому что перестал скользить. кончилось скольжение, началось качение, задняя ось перестала обгонять переднюю, сцепления с дорогой стало хватать - как следствие заработал руль.
этот рефлекс надо из мозга перевести в ноги. мозг запрещает вниз газовать при начавшемся скольжении а тем не менее именно газ причём активный газ поможет вернуть заданное направление движения.
Re: Техника управления: полный привод на снегу
...спуск, на передней оси больше нагрузки.Novice писал(а):Ситуация: Дорога с хорошо укатанным снежным покрытием (скользко), спуск с затяжным поворотом направо.
Машина на полном приводе, не блокирован межосевой диф. Резина Гудрич МТ.
Спусакаюсь (слишком быстро и дорога неровная), в результате занос задней оси (жопа пытается обогнать перед).
Понятно, что руль выкручивается в сторону заноса. Машина продолжает спускаться боком, достаточно быстро.
Внимание вопрос: действия пилота? Добавить газу или отпустить газ при включенной передаче?
На ПП активное руление и незамедлительное педалирование-если хочешь ехать быстро, если наоборот- передачу ниже и ловить сцепление с дорогой по покрытию (снег, обочина, бровка-любое за что можно удержаться на машине).
Re: Техника управления: полный привод на снегу
Спасибо, товарищи.
Теперь доходчиво стало.
Чтоб рефлекс перевезти в ноги, мне его сначала понять надо. Потому тему и открыл, что на дороге успел подумать, а ответ не придумался и пришлось выбираться как получится.
П.С. чет не нашел, где теперь смайлики ?
Теперь доходчиво стало.
Чтоб рефлекс перевезти в ноги, мне его сначала понять надо. Потому тему и открыл, что на дороге успел подумать, а ответ не придумался и пришлось выбираться как получится.
П.С. чет не нашел, где теперь смайлики ?
Re: Техника управления: полный привод на снегу
Это способ от Вовы 69:
Если на крутом спуске в лесу ожидаешь полную -опу, рубишь ёлку побольше, цепляешь её динамкой за макушку к машине и стартуешь вниз. Обрати внимание: за макушку!!!
Ещё и тянуть придется! Если ёлки рядом нет, заменяешь понравившимся деревом с ветвями по раскидистей...
***
А смайлы исчезли...
Оп-п! Появились!
Если на крутом спуске в лесу ожидаешь полную -опу, рубишь ёлку побольше, цепляешь её динамкой за макушку к машине и стартуешь вниз. Обрати внимание: за макушку!!!
Ещё и тянуть придется! Если ёлки рядом нет, заменяешь понравившимся деревом с ветвями по раскидистей...
***
А смайлы исчезли...
Оп-п! Появились!
Re: Техника управления: полный привод на снегу
На Ниве и на УазЕ в данной ситуации алгоритм действий будет разным, а лучше всего на 4х4 до "Срыва" оси НЕ доводить, если конечно не можешь пользоваться "Управляемым заносом"
Re: Техника управления: полный привод на снегу
Управляемый занос штука класснаяRock писал(а):На Ниве и на УазЕ в данной ситуации алгоритм действий будет разным, а лучше всего на 4х4 до "Срыва" оси НЕ доводить, если конечно не можешь пользоваться "Управляемым заносом"
До 80-ки были только парт-таймы (Ескудо, ТЛК60, Патруль), все было нормально(управляемо), зимой и летом ездил на АТшке, даже в Сибири.
А на 80-ке уже вторую зиму никак не могу приноровиться, не могу понять в чем кайф фул-тайма?
Как то все коряво получается, если срыв то не рулится, ну нету этого "Управляемого заноса".
Re: Техника управления: полный привод на снегу
Я только понял, что на фулл-тайме срывает гораздо позже чем на парт. Но когда сорвало, то х.з. что делать.DSS-TLC60 писал(а):Управляемый занос штука класснаяRock писал(а):На Ниве и на УазЕ в данной ситуации алгоритм действий будет разным, а лучше всего на 4х4 до "Срыва" оси НЕ доводить, если конечно не можешь пользоваться "Управляемым заносом"
До 80-ки были только парт-таймы (Ескудо, ТЛК60, Патруль), все было нормально(управляемо), зимой и летом ездил на АТшке, даже в Сибири.
А на 80-ке уже вторую зиму никак не могу приноровиться, не могу понять в чем кайф фул-тайма?
Как то все коряво получается, если срыв то не рулится, ну нету этого "Управляемого заноса".
Наука говорит, что на ровном газе выруливать надо, но у меня как-то не было возможности поупражняться.
Вернее - сколько пробовал выровнять, ничего не получалось. Крутился волчком. Т.ч. если скользко, то езжу "шепотом" и не забываю, что подо мной закамуфлированный грузовик
Re: Техника управления: полный привод на снегу
До "крутиться волчком" не доходило, тьфу 3раза, просто приходилось "ехать" в другом направлении.ГраМ писал(а):Я только понял, что на фулл-тайме срывает гораздо позже чем на парт. Но когда сорвало, то х.з. что делать.
Наука говорит, что на ровном газе выруливать надо, но у меня как-то не было возможности поупражняться.
Вернее - сколько пробовал выровнять, ничего не получалось. Крутился волчком.
Из-за этого тоже приходиться ехать на 80-ке "шепотом", иногда задумываюсь, руки не оттуда растут или стареем?
Террано (парт-тайм, но с вискомуфтой до 30 % передачи момента на передок) едет гораздо лучше, можно и в занос пустить и на обгоне через рыхлый снег по середине туда сюда смело переезжает, в общем поведение предсказуемое.
Было бы хорошо послушать ниваводов, понять в чем преимущество фул-тайма.
Друг в Томске например балдеет от 80-ки, в прошлом нивавод, зимой говорит управляется отлично, были моменты что на других машинах он бы вылетел с трассы, похоже есть какая то изюминка в фул-тайме, но как ее распробовать.
Re: Техника управления: полный привод на снегу
Сережа, волчком крутился на площадке. Срывал машину специально. На дорогах - Бог миловал.
Re: Техника управления: полный привод на снегу
Не знаю у кого как, а мне на парт-тайм (Сафарик) доводилось и задницей вилять при обгоне по средней полосе со снегом (на з/приводе) и потом "ловить" машину, и боком разворачивало на спуске по гололёду. М.б. хорошо то, что на этой машине в подобных ситуациях руление обычное, в стор. заноса и ничего изобретать не надо.
А на full-time и на 80-ке, и на Прадике всё как-то проще и спокойнее, в занос не срывает. М.б. за это жена и любит Прадик и ездит на нём уверенно. Я даже для работы Короллу full-time брал, зимой очень выручала на "Волчьих воротах" около Новоросса.
А на full-time и на 80-ке, и на Прадике всё как-то проще и спокойнее, в занос не срывает. М.б. за это жена и любит Прадик и ездит на нём уверенно. Я даже для работы Короллу full-time брал, зимой очень выручала на "Волчьих воротах" около Новоросса.
Re: Техника управления: полный привод на снегу
Как-то пару лет назад на Терране (старом, с жестким парт-таймом) ехал зимой по Садовой, по рельсам. Мудричи, полный привод, утоптанно-наезженный снег, скорость х.з., километров 40-60.
Еду спокойно, улица пустая, машина прет - и вдруг, ни с того ни с сего, этакое танцевальное па почти на 360 градусов, в долю секунды. Охренел, даже испугаться не успел.
После этого поехал килоиетров 20.
И понял, что зимой на парттайме трогаться хорошо, но ездить хреново.
Еду спокойно, улица пустая, машина прет - и вдруг, ни с того ни с сего, этакое танцевальное па почти на 360 градусов, в долю секунды. Охренел, даже испугаться не успел.
После этого поехал килоиетров 20.
И понял, что зимой на парттайме трогаться хорошо, но ездить хреново.
Re: Техника управления: полный привод на снегу
Гудричи КМ1 по снегу опасно!!!!
В среду ехал Москва-Краснодар на заднем приводе по гололеду. Еду 80-90 и тут меня НА РОВНОМ МЕСТЕ начинает "крутить" - то в одну сторону, выворачиваю, потом в другую, потом сильнее. В итоге начал тормозить сильнее, развернуло поперек и чуть не оказались в отбойнике...
Потом включил ПП и поехал 60-70 вроде уверенней, но после "танца" осадок и страх остались. Повезло, что машины были далеко и увидев мои "танцы" начали притормаживать...
В среду ехал Москва-Краснодар на заднем приводе по гололеду. Еду 80-90 и тут меня НА РОВНОМ МЕСТЕ начинает "крутить" - то в одну сторону, выворачиваю, потом в другую, потом сильнее. В итоге начал тормозить сильнее, развернуло поперек и чуть не оказались в отбойнике...
Потом включил ПП и поехал 60-70 вроде уверенней, но после "танца" осадок и страх остались. Повезло, что машины были далеко и увидев мои "танцы" начали притормаживать...
Re: Техника управления: полный привод на снегу
Вот немного техники; http://kronauto.clan.su/publ/6-1-0-178
Думаю, что в тему, но актуально точно http://www.avtovzglyad.ru/article/2013/11/18/6112 ... shibki-zimnego-vozhdeniya.html
Это псевдоученые сказки. На самом деле на колеса идет крутящего момента ровно столько, сколько они в состоянии взять. Колесо на льду -- очень мало момента. А если передние зацепились хоть за снежок -- они берут больше момента.Novice писал(а):на задние колеса вроде бы передается побольше крутящего момента 60:40.
У меня на Ниве уже давно выработалась реакция:Было бы хорошо послушать ниваводов, понять в чем преимущество фул-тайма
Если понесло - бросай тормоз и жми на газ(плавно). Параллельно бережно выбравляя рулём куда-нибудь, где есть за что зацепиться калёсами(сухое) или во что аккуратно остановиться(уклон вверх, бордюр, ветки, дерево).
Приимущество фулл-тайма - добавление газа не усугубит занос задней оси за счёт её окончательного срыва в скольжение, пока передняя ещё катится. Если и сорвутся, то обе оси. Если хоть одна ось катится а не скользит - машина управляема.
Иногда удаётся скорректировать траекторию просто вывернув руль в сторону и навалив газ - минимального зацепления с дорогой хватает, чтобы отклонить машину в сторону менее скользкой обочины и на ней остановиться (но это уже рисково - вариант на последний случай)
На сильно укатанном снегу(скользко) и гололеде резину (особенно МТ) надо перекачивать...Масса авто та же. а пятно контакта меньше и сцепление выше..... А на сыпучем наоборот (как в песке) приспускать.... Сейчас опять снежка обещают... Стараюсь держаться между накатанных колей- не раз при торможении выручало (по состоянию и обстановке, сообразно с опытом)..........
Я не сильный знаток физики, но это мнение очень ошибочно.Борода писал(а):На сильно укатанном снегу(скользко) и гололеде резину (особенно МТ) надо перекачивать...Масса авто та же. а пятно контакта меньше и сцепление выше.....
Не сцепление выше, а давление на дорогу!!!!
Но это не дает нам никаких преимуществ, абсолютно не важно, какая шина узкая или широкая, также как и пятно контакта. Ведь вес авто остался не изменным.
Сцепление шины с дорогой зависит от состава резиновой смеси протектора.
Тормозной путь не зависит от ширины профиля шины и площади пятна контакта шины с дорогой (это доказанный факт).
Если быть точнее, это следствие из линейной зависимости силы трения от силы давления. Но эта гипотеза как раз и не доказана, она имеет ограниченную область действия, как все гипотезы о линейности.Серега писал(а):Тормозной путь не зависит от ширины профиля шины и площади пятна контакта шины с дорогой (это доказанный факт).
Рассмотрите пример: трение стального бруска по дереву и трение острия ножа из того же материала по тому же дереву. Нелинейность во втором случае очевидна.
В случае шины мы имеем дело с материалом, который сильно деформируется в разумном (рабочем) диапазоне нагрузок. Лед также сильно нелинейный материал; он скользкий, потому что плавится начиная с некоторого момента. Поэтому такие простые теории здесь не работают, и может выручить только натурный эксперимент.
PS
135 писал(а):-) теория - это сферический конь в вакууме -)
Доброго здоровичка! Господа хорошие))))
Хочу поведать о своих недавняшних приключениях.
У моих сотоварищей охотников, перед снегопадом в поле погибла нива(сцепление сожгли).
После выпал снег и доехать до Нивки у них на стандартоном УАЗе, оборудованном цепями не получилось....
Мой Орлик крепко спал(в мороз капризничает и просто насилует мою АКБ а заводиться не желает).
Так вот с горем пополам, на шнурке завели и поехал я.................
(резина бугер супер свампер 33 на 12 и в обоих мостах блокировки)
По трассе кидало как портовую шлюху... опыт вождения на переднеприводных авто сотни тысяч км., а тут едешь и реально осознаёшь себя осликом...то ли с непривычки то ли отсутствия опыта (на нём по гололёду ни когда не ездил) в общем по трассе, преодолевая страхи и сомнения проехал до нужной грунтовой дорожке.
И тут дорвался!
Давление в шинах была двойка...ехал очень медленно но уверенно на второй пониженной потом решил приспустил до еденицы. Пошло чуть по лучше но не настолько.... Так что давление снижать, при езде по снегу, думаю бессмысленно, но это имхо. С одним согласен, если глубина снега значительно превышает половину колеса, лучше воздержаться от дальнейшего штурма, так как мосты нагребают снег и вывешивается оба моста.
В инете нашел про давление в шинах http://autoventuri.ru/celina.htm и чё то засомневался.
Хочу поведать о своих недавняшних приключениях.
У моих сотоварищей охотников, перед снегопадом в поле погибла нива(сцепление сожгли).
После выпал снег и доехать до Нивки у них на стандартоном УАЗе, оборудованном цепями не получилось....
Мой Орлик крепко спал(в мороз капризничает и просто насилует мою АКБ а заводиться не желает).
Так вот с горем пополам, на шнурке завели и поехал я.................
(резина бугер супер свампер 33 на 12 и в обоих мостах блокировки)
По трассе кидало как портовую шлюху... опыт вождения на переднеприводных авто сотни тысяч км., а тут едешь и реально осознаёшь себя осликом...то ли с непривычки то ли отсутствия опыта (на нём по гололёду ни когда не ездил) в общем по трассе, преодолевая страхи и сомнения проехал до нужной грунтовой дорожке.
И тут дорвался!
Давление в шинах была двойка...ехал очень медленно но уверенно на второй пониженной потом решил приспустил до еденицы. Пошло чуть по лучше но не настолько.... Так что давление снижать, при езде по снегу, думаю бессмысленно, но это имхо. С одним согласен, если глубина снега значительно превышает половину колеса, лучше воздержаться от дальнейшего штурма, так как мосты нагребают снег и вывешивается оба моста.
В инете нашел про давление в шинах http://autoventuri.ru/celina.htm и чё то засомневался.
Григорий тебе конечно виднее, у тебя практический опыт.Георгий писал(а):Так что давление снижать, при езде по снегу, думаю бессмысленно, но это имхо.
Ты спускал до 1 атм, что на Богере не дает ощутимых результатов, а в статье Илья описывает 0,25 атм, что в свою очередь дает потрясающий эффект. Но без специальных удерживающих устройств (бедлоки, аэрлоки и т.д.) вероятность разбортироваться составляет 90%.
И двигаться надо гораздо медленнее, чем это делал ты
.Георгий писал(а):ехал очень медленно но уверенно на второй пониженной
Вот, как написано в статье -- «Газ» необходимо держать самый малый, буквально на границе с моментом, когда мотор глохнет. Если неосторожно нажать на педаль акселератора, то колеса мигом срываются в пробуксовку, а автомобиль при этом останавливается. Это никак не 2 пониженная.
Тут не поспоришь.Георгий писал(а):С одним согласен, если глубина снега значительно превышает половину колеса, лучше воздержаться от дальнейшего штурма, так как мосты нагребают снег и вывешивается оба моста.
Статья для того и написана, чтоб научить граждан технике езды по снегу. Не сомневайся!!!
Название раздела: Общие вопросы
Описание: Форум для всего что не попадает в другие разделы
Описание: Форум для всего что не попадает в другие разделы