Добавлено: 18.02.2007, 11:24
EugeneK
В мужские игры подмастерья не играют
То, что нет пророков в своем Отечестве, неудивительно, тем более что «пророки» часто сами в этом виноваты. К примеру, еще недавно вся Россия с замиранием сердца следила за выступлениями камазовских гонщиков в ежегодных европейско-африканских супермарафонах и искренне радовалась их победам, доказывающим, что нам еще много, чем можно гордиться и что есть еще сферы, где мы ни в чем не уступаем Западу. Подумать только - сгорел крупнейший завод КАМАЗа, сам автогигант почти обанкротился, а невысокие крепкие парни на десятитонных сине-белых грузовиках побеждают раз за разом лидеров прежних лет – чехов и голландцев!
Такие бы успехи, говорили любители спорта, посмотрев очередной дакаровский сюжет в теленовостях, нашим футболистам и хоккеистам – за державу не было бы обидно!
Ну а потом случилось то, что происходит в любом виде спорта, где устанавливается чей-то многолетний приоритет. Команда «КАМАЗ-мастер» под руководством Семена Якубова просто избаловала нас своими победами, приучила к тому, что в классе грузовиков челнинцы лучшие, а значит, остальные слабее. Как-то понемножку массовый потребитель информации утратил понимание, что ралли, начинающиеся в европейских столицах и заканчивающиеся в африканской, - это не просто спорт, а спорт экстремальный, причем, опасный настолько, что дайвинг и прочие маунт-байкинги ему и в подметки не годятся. Бесконечные пески, пересекаемые надолбами кочкарника (помесь верблюжьей колючки и не поддающегося топору саксаула), только на голубом экране выглядят умиротворяюще прекрасными. В реальности это суровый мир, где нестерпимый дневной жар сменяет пронизывающий ночной холод, за песчаными барханами в любой момент может возникнуть убийственная скальная громада, а еще - непрестанно идет война со всеми ее «прелестями» в виде минных полей, агрессивных повстанцев и правительственных коммандос. Словом, красота пустынных трасс, ведущих к Дакару, сродни прелести песчаной розы – кристаллического цветка, распускающегося в пустыне под воздействием перепада температур: глаз от ее лепестков не оторвешь, но руки лучше не протягивать, порежешься. Красуется такая «роза» в рабочем помещении камазовской команды, как напоминание о том, о чем они и так не забудут. А вот публика наша вкупе с руководством общероссийских телеканалов, пожалуй, кое о чем забыла, если когда-нибудь вообще знала. «Как выступают наши гонщики на «Дакаре - 2007»? – спрашивали мы в январе казанцев и москвичей, саратовцев и челнинцев. « А бог их знает, - ответил каждый второй, - по телику-то о гонках рассказывают глубокой ночью, и то по спортивному каналу.» Дакар как-то незаметно перестал быть сюжетом для прайм-тайма.
Но вот сообщение не о привычном первом, а о втором месте «КАМАЗ-мастера», что называется, задело национальную гордость великороссов: это что же, семь раз становились чемпионами, а тут «надежд не оправдали»? Одна столичная газета не удержалась от ехидцы: ехал, мол, КАМАЗ на гонку мастером, а вернулся подмастерьем… Что ж, каждый имеет право высказать свою точку зрения на то, в чем, как он полагает, хорошо разбирается. Но вот попытался ли тот журналист хотя бы в первом приближении разобраться в том, что серебро этого года досталось гонщикам-россиянам несопоставимо более дорогой ценой, чем золото прежних лет, и что авторитет камазовской команды после «Дакара – 2007» в спортивном мире не упал, а еще более упрочился? Вряд ли.
…Даже непрофессионалу страшно смотреть эти фотографии, тем более с комментариями членов команды. Уткнувшийся «виском» своей лобастой кабины в твердый грунт сине-белый грузовик. Один человек уже покинул его и как-то странно, на отлете держа руку, топчется рядом. Второй вылезать не спешит, а третий…
- Видите, тут, где кабина сплющена всмятку, что-то белеется? Это рука Володи Чагина. Лица не видно, но оно тоже совсем бледное. Семен Семенович поначалу никак не мог поверить, что Володя жив…
На других снимках машину поднимают и переворачивают, расправляют сложившуюся гармошкой левую часть кабины. Вот уже и водитель, Чагин, и механик, Савостин, уложены на носилки, и только штурман Якубов, все так же бережно и нелепо отставив руку, дает какие-то указания экипажу машины-«технички». Грузовик, только что лидировавший в гонке, больше не может ее продолжать. Гонщики, слава Богу, живы, но насколько серьезны их травмы, еще неизвестно. Вот такой, что называется, экстремальный видеоряд…
Итак, 6 января в 6 часов 30 минут местного времени в столице Португалии стартовали трансконтинентальные гонки, в которых участвовали 185 легковых автомобилей, 245 мотоциклов, 85 грузовиков и более трехсот автомобилей технического сопровождения – как писали журналисты, «армия хромированной стали и ревущих двигателей». Не потерялись в этой армии три боевых экипажа и 4 машины технического обеспечения камазовской команды.
Несколько слов о том, на какой технике выступали наши земляки. Спортивному грузовику-внедорожнику «КАМАЗ-4911» четыре года. В его турбодизельном двигателе «запрятаны» 850 лошадиных сил. За 10 секунд этот десятитонный полноприводный монстр способен разогнаться до сотни километров в час, на трассе развивает скорость до 180 километров. Песков эта махина не боится. Главное «отличие» от гоночных «КАМАЗов»-предшественников – возврат от скошенной «по-акульи» платформы к классическому прямоугольному силуэту.
Так вот, буквально с первых этапов «КАМАЗы-4911» вырвались в лидеры в группе грузовиков, что было до крайности непросто. Взять хотя бы самый длинный марокканский этап протяженностью в 405 километров, осложненный необходимостью пересекать пересохшие русла рек, широкие долины с множеством разветвляющихся дорог и предвестниками Сахары - первыми дюнами, труднопроходимыми из-за их мягкости и бугристости. Уже на этом этапе, как отметил руководитель камазовской команды, решающими стали два фактора: прочность машин и крепость нервов. Наши гонщики продемонстрировали эти факторы очень убедительно. Экипаж В. Чагина, С. Якубова, С. Савостина опередил всех в своем классе, ответив на попытку команды «Де Рой» навязать им свой высокий темп еще более высоким. Быстроходная техничка Сергея Решетникова отстала от лидера совсем не намного, а экипаж И. Мардеева, А. Беляева, Э. Николаева, стартовав с 24 позиции, пришел на финиш девятым (знатоки Дакара сочли это замечательным результатом!)
Сложными – каждый по-своему – были и следующие участки. На этапе Эр Рашидиа – Уарзазат экипаж голландца Х. Стейси дал настоящий бой «КАМАЗу» В. Чагина, настигнув и обойдя его. Володя приложил все свое мастерство и сумел выжать из машины невозможное. Буквально прыгая по камням и выбоинам, как гигантский кузнечик, его «КАМАЗ» вернул себе лидерство. Во время одного из таких «прыжков» дакарская песчаная роза показала свои шипы в первый раз: теряя сознание от удара, Семен Якубов рефлекторно вскинул левую руку и сломал ее. Впрочем, в пылу гонок ни сам Семен Семенович, ни его товарищи, ни даже доктор команды не поняли, что это не просто ушиб или растяжение, и Якубов мужественно продолжал выполнять свои штурманские обязанности. Кстати, прыгать экипажу пришлось потому, что идущий впереди джип поднял густо-пылевую завесу, помешавшую нашим увидеть глубокую и длинную яму. На сей раз машина осталась цела, экипаж «отделался» только травмированной кистью Якубова, которая приняла на себя удар, могший повредить плечо и шейный позвонок. Тем не менее вечером на бивуаке команда «КАМАЗ-мастер» собралась в полном составе, в то время как голландские экипажи все еще подтягивались… Якубов не пошел в полевой госпиталь, ведь, если бы обнаружили перелом, его бы сняли с гонки, а вместе с ним и весь экипаж.
А вот следующий этап Уарзазат-Тан-Тан, где уже вовсю ощущалось жаркое дыхание близкой Сахары, говоря сухим языком протокола, привел к смене лидера, поскольку экипаж В. Чагина, С. Якубова, С. Савостина «остановился из-за механических проблем». Если же попытаться понять, что случилось на самом деле, никакие слова не понадобятся - стоит просто посмотреть уже упоминавшиеся фотографии. Даже человеку, не обремененному воображением, станет ясно, что такие «механические проблемы» – ближайшие родственники «дамы в саване и с косой.»
Вследствие досадного просчета организаторов ралли под колесами многотонных грузовиков буквально путались джипы, отчаянно не желавшие уступать дорогу «великанам». Экипаж Чагина, потерявший 20 минут из-за поломки топливной системы, нагонял ушедших вперед голландцев, обойдя почти пятьдесят джипов, но впереди поднимали пыль еще два. На радиосигнал – требование уступить дорогу – они не отвечали, и, продолжая мчаться в пылевом облаке, сине-белый грузовик с ходу налетел на трехметровую гору камней, оказавшуюся настоящим трамплином. «КАМАЗ» взмыл в воздух и, несколько раз перевернувшись, ударился оземь левым боком.
Чагин, чудом не сплющенный в единое целое с металлическими конструкциями, потерял сознание. Савостина, много раз травмировавшего позвоночник, ударило так, что он не мог шевельнуться, боясь оказаться парализованным. И только Якубов со своей сломанной рукой уже выбирался из кабины, торопясь оказать помощь друзьям.
В спорте, как и в жизни, есть место и товарищеской взаимовыручке, и подлому эгоизму. Три грузовика с ревом и грохотом пролетели мимо потерпевшего крушение «КАМАЗа», торопясь набрать очки и подняться на пару мест выше. Голландец Х. Бекс, верный принципам спортивного джентльменства, остановился и помог соперникам поставить машину на колеса. Подъехавшие позже российские джиперы вместе с Якубовым, забывшим о своей травме, как только он понял, что Чагин жив, а Савостин не парализован, разблокировали кабину и вытащили водителя с механиком. Почти сразу же их эвакуировал медицинский вертолет, а Якубов оставался у разбитой машины еще всю ночь, отдавая по мобильнику распоряжения команде. Несмотря на боль и стресс, руководитель «КАМАЗ-мастера» делал все, чтобы, казалось бы, из откровенно проигрышной ситуации выйти с честью. Выход был найден, и команда четко воплотила в жизнь якубовскую тактику даже в его отсутствие (пять дней он занимался эвакуацией разбитого грузовика, и уже потом его уложили в госпиталь на операцию.).
Автомобильный спорт жесток, а Сахара, в которую на следующем же этапе ворвались гонщики, беспощадна. Пустыня взяла в плен еще одного из тех, кого уж никак нельзя назвать «подмастерьем»: перегрелся и вышел из строя двигатель машины знаменитого Яна де Роя, и команда решила отказаться от участия в гонке полностью. Потерпел аварию и один из лучших российских джиперов Алексей Беркут. А вот экипажи Ильгизара Мардеева и Сергея Решетникова продолжали двигаться стабильно и мощно.
И тому, и другому приходилось откапывать машины из рыхлых песков (этим же занимались и все остальные тракеры, кроме Х. Стейси, сумевшего избежать дюнных ловушек). Но Мардеев не уступал никому второго места, а его штурман Беляев в очередной раз подтвердил свой высокий профессионализм, не допустив ни единой ошибки, при песчаной буре чреватой серьезными последствиями.
Не казалась спортсменам-экстремалам «служба медом» и на последующих этапах сурового африканского ралли. Разбился насмерть южноафриканский мотоциклист – 38-й спортсмен за 29 лет. Застревали в дюнах и пробивали колеса легковые автомобили. Два колеса проколол и «КАМАЗ» Мардеева. И только лидеру – Х. Стейси - везло: дважды попав в небольшие песчаные ловушки, он умудрился не только сохранить колеса, но и показать рекордный девятый результат в абсолютном зачете.
И снова пример спортивной взаимопомощи: на бивуаке давние соперники – чехи одолжили камазовцам одну запаску, а те помогли Томасу Томичеку с ремонтом лопнувшей поперечной балки кузова.
Поломки, поиски запасных частей, преодоление ловушек, трудности пресловутой «трамвайной» гонки (так называются длинные извилистые коридоры среди деревьев сменившей пустыню саванны) – всем этим изобиловали следующие этапы. И хотя на жестких трассах соперники нашей команды, выступавшие на «МАНах», «ЖИНАФах» и «Татрах», имели явное преимущество («КАМАЗы» сильнее в песках), экипаж Ильгизара Мардеева не сдавал позиции. Это требовало высочайшего мастерства и от пилота, лавировавшего между баобабами и кустами, как в слаломе, и от штурмана, обязанного безошибочно выбирать единственный правильный вариант из множества. Главная задача была проехать финишные этапы без риска, надежно. Мардеев, Беляев, Николаев с ней справились.
А страсти вокруг состязаний кипели в режиме нон-стоп. Выступающий за команду «Татры» Лопрайс-младший в схватке за третье место отыграл у Ван Гинкеля потерянное ранее время и выиграл еще пять минут, буквально «рассыпаясь» на ходу – летели прочь зеркала, стекла, куски обшивки, но бронза была завоевана!
Мардеев и его товарищи эмоциям не поддались и пришли к финишу в точности по якубовскому плану – вторыми…
- Семен Семенович, - задали на пресс-конференции вопрос Якубову, - а не горько ли после стольких побед быть вторыми? Что, действительно утрачиваем позиции?
- Вот уж ничего подобного. Поверьте: это отнюдь не хорошая мина при плохой игре. Серебро, завоеванное на «Дакаре – 2007», дороже любого золота, потому что мы доказали всему миру и себе самим: у нас есть не один-два звездных экипажа, а коллектив, способный к командной работе. В отсутствие двух ведущих пилотов, Чагина и Кабирова, «КАМАЗ-мастер» сумел остаться на дакаровском подиуме, и экипаж Мардеева проявил качества, делающие им честь. Мардеев, Беляев, Николаев добились результатов, которым могут позавидовать самые именитые гонщики. Очень стабильно отработал и экипаж Сергея Решетникова: он оказывал своевременную помощь и постоянно присутствовал на трассе, чтобы в нужную минуту принести пользу. В целом весь коллектив показал слаженную работу, и я очень доволен результатами – не столько занятым местом, хотя в данных условиях им можно гордиться, сколько именно этой слаженностью, единством, сыгранностью. Второе место – не трагедия. Мы остались и на плаву, и на виду, продемонстрировав всему спортивному миру, что «КАМАЗ-мастер» – мощная команда, члены которой могут подменять друг друга, «не роняя» высоких показателей. Мы не опустили руки и боролись до конца. Почему чехи, вырвавшие на последнем этапе бронзу, считают такой итог не поражением, а удачей? Ведь это не менее серьезная команда, на счету которой шесть побед на Дакаре. Почему сошедшую с дистанции команду «Де Рой» никто не посмеет упрекнуть в отсутствии мастерства? Потому что Дакар – это не игрушки, а серьезные мужские игры, в которые подмастерья не играют. Да и оценку командам, на мой взгляд, могут давать лишь те, кто способен быть свободным от верхоглядства, кто понимает подлинную суть происходящего.
Конечно, мы благодарны и тем, кто нас критикует, - злее, как говорится, будем. Но наши ребята, не жалеющие себя во имя России, Татарстана, КАМАЗа, заслуживают прежде всего уважения и понимания. В схватке с форс-мажором непредвиденное может случиться с каждым. Но мы не проиграли, а победили командной борьбой и соперников, и, главное, его Величество Случай!
* * *
Лучше, пожалуй, и не скажешь.
Петр Дронов.