Представителям свободных профессий и военным пенсионерам, могушим себе позволить неделями кататься взад-вперед по казахской степи, этот текст будет не интересен. Для остальных продолжим.
Треков и точек по Мангистау в сети вагон и маленькая тележка; копировать еще раз их совершенно бессмысленно; остановимся на ключевых моментах планирования экспедиции.
После завершения ремонта дороги на север от Атырау (Гурьев) жителям ЦФО и северных областей нужно ехать через Уральск. Жителям южных провинций приходится ехать через Астрахань: от границы до Атырау 280 км (!!!) совершенно убитого асфальта, по которому даже на спущенной AT резине трудно ехать больше 40 км/час. Из которых непосредственно от границы до Курмангазы (Ганюшкино) 40 км(!!!) совершенно убитого грейдера с предупреждением, что "дорога в аварийном состоянии". Формально можно объехать через Сафоновку и Приморье, но эта объездная дорога находится вне транзитного пути и вас запросто могут принять соотв. службы Республики Казахстан, как иностранных граждан, незаконно находящихся в пограничной 40-км зоне.
Единственной обнаруженное место между Атырау и Шетпе, где на травке, а не в голой продуваемой ветром степи, можно заночевать - северный берег р.Эмба чуть севернее Кульсары.
При движении "туда" вам нужно будет поменять деньги в Атырау и купить симку сотой связи. Деньги можно менять в Сбербанке или в обменном пункте в ТЦ напротив (N47°06'22.61" E51°53'40.19"), если Сбер уже будет закрыт. Наиболее простой и гуманный тарифный план у Теле2 (N47°06'17.74" E51°54'15.24"); покрытие у всех операторов в Мангистау одинаковое - вечером связь будет отсутствовать от слова совсем.
Поэтому, исходя из бюджета времени на первый день в Казахстане первая ночевка должны быть около границы. С российской стороны огромные луга до и за Красным Яром, великолепные места для ночевок, весной могут быть залиты водой, случайно обнаруженное сухое место - рядом с Забузаном (N46°30'17.81" E48°18'44.65"). С казахской стороны заночевать можно за восточной околице Сафоновки, если вы не опасаетесь дискуссий с полициясами и представителями миграционной службы.
Если группа экспедиционеров окажется собранной и на границе не возникнет проблем, высвободившиеся 4-5 часа можно потратить на поездку к скалам Аккергешен. Если нет - вы станете лагерем на берегу реки засветло, а Аккергешен с Актолагаем оставите на следующий раз.
Всех путешествующих по Мангистау можно разделить на две категории - тех, кто едет ПРОТИВ часовой стрелки, и тех, кто едет ПО часовой стрелке. У первых виды и геология полуострова идет по нарастающей - от простого к сложному, от красивого к ошеломляющему. Вторые, увидев в первые два дня Бозжиру и Тузбаир, могут свалить домой в любой момент. Я рекомендую вступать в секту двигающихся против часовой стрелки.
При организованном движении (а к третьему дню движения любая колонна становится собранной - не собранные члены уже отстали и потерялись) и чтобы не сойти с ума от монотонного прямого асфальта Кульсары - Шетпе я рекомендую посетить западные чинки Устюрта и Новоалександровский форт; это внесет некоторое внедорожное разнообразие. При движении вдоль чинка будьте внимательны: то, что может показаться хорошей грунтовой дорогой на самом деле является противопожарной полосой нефтяного месторождения с датчиками движения и прибывающими сотрудникам службы безопасности (мы поговорили о РГО вообще и о Владимире Владимировиче в частности и нас проводили эскортом до выезда с полосы в сторону форта). До захода солнца (и это очень важно для правильных фотоснимков!) вы успеете на ночлег в т.н. Долину замков.
Следующий день - движение к Жыгылгану, собирая по пути примечательности: Шергала с источником Акмыш, Адай-Ата, шаровые конкреции в долине Торыш, выдолбленная в стене над кладбищем мечеть Шакпак-Ата, ущелье Капам, подземная мечеть Султан-Эле с источником пресной вкусной воды (не забудьте наполнить все имеющиеся емкости - больше источников по ходу движения не будет!!!) и проч.
Существует возможность ночевки у воды на восточной кромке Жыгылгана, однако, спуск от главной смотровой площадки недоступен для машин класса Дастеров и ШевиНив, весной все внизу кишит змеями; спуск по западной кромке приводит к значительным потерям времени, виды снизу совершенно не впечатляющие, поскольку закрыты каменными обломками, вдоль кромки берега сильно загажено.
из соседнего
БЖЖигалган конечно крутой, там спустится не проблема, а вот подняться — вопрос )))))
Но восточнее по берегу есть самый лояльный и гуманный подъем, где на ниве можно подняться спокойно… там просто каменные ступеньки… по времени получается небольшой крюк километров в 10 и минут 30, если от смотровой захотите проехаться до моря вниз. Самый главный + Жиголгана, это залив и мелководье… вода там теплая всегда, с Мая по Сентябрь, и если у кого есть время, заночевать там и искупаться — вполне себе не плохо. Минус — змеи )))Лучше всего фотоснимки Жыгылгана получаются утром. Поэтому, если нет желания или возможности спускаться вниз, можно заночевать прямо рядом с обзорной площадкой, а от ветра можно спрятаться в развалинах, находящихся в полутора км южнее.
Если у вас нет фотоаппарата или есть дрон (и потому вамс все равно, откуда светит солнце), можно проехать дальше по кольцу и заночевать у озера в ущелье Тамшалы; там бывают рыбаки и могут быть змеи.
Спуск к т.н. Генеральской даче (мыс Тюб-Караган) проходим для любых машин начиная от класса Дастера (ШевиНива, Йети и проч.) при любой загрузке и минимальной подготовке. На мысу есть небольшой заливчик с быстро прогреваемой водой (и змеями в камнях) и при не напряженном графике может быть хорошим местом для ночевки (в случае прохождения Жыгылгана днем).
Иначе, место для ночевки следует выбрать на берегу рядом с Саурой - это будет уже пятая ночевка, при этом предыдущие четыре были, вообще говоря, в степи, без воды. В Форте-Шевченко смотреть особо нечего (кроме павильона с землянкой) и даже при спокойном графике в Сауру можно приехать за 4-5 часов до захода солнца и сделать полудневку. Ок. 5 км южнее Сауры есть т.н. Голубая бухта - место более попсовое, раскрученное и потому более загаженное. Проехать от Сауры до Голубой бухты по берегу нельзя.
За Саурой следующая культовая точка - знаменитая Бозжира. В принципе, эту дистанцию можно пройти за день - по асфальту мимо Актау и Жанаозена до Сенека, далее - по колеям непосредственно до урочища уже к самому заходу солнца. Однако, при наличии свободного дня в графике маршрут стоит разбить на два дня, сделав следующую ночевку также на берегу - на пляже южнее Курыка.
В этом случае, в первый день после обзорного проезда через Актау (Шевченко) до Курыка можно доехать или по берегу моря через м.Песчаный, посетив по пути радоновые источники, или по восточному краю впадины Карагие; имейте ввиду - из-за того, что впадина Карагие довольно большая (ок. 30 км в диаметре) ее уникальная глубина 130 м не производит никакого впечатления.
Из Курыка до Бозжиры простой спокойный по времени трек.
К этому времени экспедиционерами, тщетно пытавшимися найти национальную кухню в построенных на кульманах микрорайонах-кварталах Актау, завладеет идея-фикс найти мясо и сделать шашлык. На рынке в Жанаозене (N43°21'00.40" E52°51'35.31") это совершенно пустая затея.
При запасе времени и соответствующей подготовки можно прокатиться по песчаным барханам Туесу, пообедать у красивейшей горы Бокты и задолго до захода солнца приехать в Бозжиру - все красивые снимки ваши!!! Только имейте ввиду, что лучшее место для лагеря - максимально в глубине ущелья с западу от останцев; лучшие фото вечером - с востока от останцев; поэтому сначала фото - потом лагерь!
На следующий день ваша главная задача - как можно рано выехать из урочища, добраться до смотровых площадок и фотографировать, фотографировать, фотографировать урочище в лучах восходящего солнца. Если, конечно, в этот день не случится сильнейшей пыльной бури, как не повезло вашему покорному слуге.
После всех "локаций", как говорят крутые коммерческие фотографы, будет посещение мечети Бекет-Ата, являющейся самым - нет, не намоленным, - коммерциализированным религиозным местом во всем западном Казахстане, куда съезжаются на приорах, джипах, маршрутках, автобусах толпы паломников. Ваши планы нарушит лишь то, что с 9 до 15 у мечети перерыв - до 9 вы не успеете, а если будет ждать до 15 - не успеете по треку до точки следующей ночевки.
(вставлено из комментов)
А Бекет-Ата считается самой самой на весь КЗ. но людям не особо верующим особо там делать нечего, потому что она не особо для туристов, она больше для поломников и тех кто туда намерено приехал. Поэтому многие расстроятся потеряв там время.От Бекет-Ата начинается сакральная колея сквозь степь длиной в 150 км и выходящая на трассу примерно в 50 км южнее Бейнеу. Эта колея была особо популярна у джиперов во времена, когда между Бейней и Шетпе был отвратительный грейдер, на прохождение которого уходили сутки. Ныне, при наличии асфальта, ехать этой колеей по меньшей мере глупо.
Возвращаясь на запад после состоявшегося (или не состоявшегося) посещения Бекет-Ата по вначале грейдеру, а затем строящемумя асфальту вы попадаете к некрополю Шопан-Ата, который лично на меня произвел сильное впечатление не только казахскими захоронениями, но и христианскими и еврейскими.
Если вы посещали Бекет-Ата и задержались, то вы можете остановиться на ночлег в степи рядом с некрополем, в степи рядом с вертолетными площадками или в складках местности, у забора некрополя есть колодец (N43°32'53.09" E53°23'30.15"), сама же "мечеть" представляет выдолбленные в склоне пещеры с строениями для совершения казахских ритуалов (N43°32'54.11" E53°23'10.96").
После Шопан-Ата, двигаясь на северо-запад по прокатанной колее и далее, обогнув холмы рядом с к.Дармен, на северо-восток вдоль нитки газопровода, преодолев (или не преодолев, но сумев объехать) песчаные барханы Жанаша к вечеру солнца вы выезжаете к самому сору Тузбаир, меловые складки которого в заходящих лучах солнца производят завораживающее впечатление; в этих складках нет ветра даже во время пыльной бури.
На следующее утро вы подниметесь на верх берега и увидите сор уже в восходящих лучах. Вдоль сора около десятка смотровых точек, нужно двигаться по колее на самом краю. Последняя точка - N44°02'53.08" E53°13'36.54", - бинго!!! - экспедиция закончена.
Если очень постараться, не тратить ни на что время, не отвлекаться, то от сора Тузбаир до самой первой ночевки, даже уже на российской территории, можно пройти за сутки; хотя к месту лагеря вы прибудете далеко за полночь и палатки придется ставить уже в темноте.