До сих пор живу воспоминаниями после возвращения из ЮО.
Разгребая рабочие и домашние дела, я все время размышляю - о чем интересном и особенном рассказать, чтобы заинтересовать читателей.
Неожиданно приоритеты расставились так:
1) Люди, знакомства, общение
2) Философия, психология и история
3) Природа, дороги, направления.
Буду писать обо всех событиях, а потом откорректирую - есть моменты, которые с одной стороны неоднозначные, а с другой стороны - добавляющие "живости" и шарма в наши похождения.
Мы с Виталиком выехали в четверг рано утром, взяв с собой самого младшенького - Захара.
Лариса должна была ещё поработать с утра и догонять нас.
Уже на территории Северной Осетии звонит Ацамаз и просит, по-возможности, скинуть сканы техпаспортов на машины. С трудом ловя исчезающий интернет, фотографирую документ и отправляю по электронке. Звоню Ларисе. Она уже проехала 150 км от Краснодара. При упоминании о техпаспорте, её озаряет, что ПАСПОРТ забыт дома - границу без него не пройдёшь.
О том, что Лариса возвращалась домой мы, к сожалению, узнали лишь на следующий день. А ведь ей ещё нужно было заехать в Нальчик за Антониной.
Ехали без лишних остановок, но все равно на дорогу от пункта К в пункт Ц ушло 14 часов.
В сумерках добрались до нашей прошлогодней полянки недалёко от Тирского монастыря.
Всю ночь слушали рацию и просыпались на каждый шум - ждали Ларису с Антониной.
А когда с первыми лучами солнца открыли глаза и увидели в припаркованной рядом машине спящих девушек, Виталик пророчески произнёс: "Хорошее начало!"
Так и начались наши приключения.
С утра нужно было ехать в Цхинвал за пропусками. Мы ждали друзей у въезда в город возле стеллы. Рядом припарковалась машина с московскими номерами. Женщины пытались запечатлеть друг друга на мобильник, мужчина убежал вглубь брошенных садов и вернулся с полными руками урожая - груши, яблоки, инжир. Дикие люди)))
Подъехали Ацамаз и Вадим. Оказывается, из-за неустойчивого Интернета не все документы дошли корректно, поэтому сейчас мы едем к месту работы ребят и там дублируем ксерокопии.
Первая остановка на площади около церкви Святой Богородицы. Она была построена в 1718 году на пожертвования армянских меценатов и называлась ранее Сурб Аствацацин. Вообще, осетины очень набожны и сентиментальны. Первые тосты любого застолья традиционно обращены сначала к Единому Богу, затем к Покровителю путников и воинов Святому Уастырджи и лишь потом всему остальному.
Во время войны 2008 многие люди спасались от обстрелов в стенах церкви - они верили, что Святая Богородица защитит их. И, действительно, снаряды стирали с лица земли постройки в радиусе 15 метров, а у самой церкви лишь пошли трещины по фундаменту.
Тоня традиционно собирается посетить храм, я тихо говорю, что не пойду - нужно переодеться. Случайный прохожий вступает в наш разговор: "Идите, там на входе есть все необходимое...".
Площадь перед храмом называется Площадью Защитников.
Неожиданно к нам подходит сильно пожилой мужчина в красной бейсболке и строго спрашивает, кто мы такие, кто дал право нам фотографировать и на каком основании мы вообще здесь находимся.
Я в растерянности. Мне кажется, это такая манера шутить, и я пытаюсь объяснить, что мы свои, не враги, мы гости.
Но это, видимо, звучит неубедительно, и ситуация какая-то нелепая и непонятная.
Подходит Вадим, спокойно, но твёрдо разговаривает со стариком. Говорит нам: "Все в порядке, не переживайте. Документы будут готовы после обеда. Погуляйте по городу."
Садимся в машины и едем "гулять".
В прошлом году мы были в Цхинвале лишь проездом и с городом практически не знакомы. В интернете встречалось много мрачноватых описаний и фотографий города. Возможно, так было.
Мы же увидели Цхинвал чистым, уютным, с ровными улицами и зелёными парками.
Оставив Виталика отдыхать в машине, втроём отправились на экскурсию по городу. на Центральном рынке купили местных продуктов. Обошли дюжину больших и малых магазинов. Некоторые магазины попадались совершенно безлюдные, даже продавца нужно было звать. Вообще, в Цхинвале не принято закрывать машины. Наверное, это распространяется и на магазины.
Мы хотели найти настоящие осетинские пироги и домашнее осетинское пиво. Сначала спрашивали по магазинам, потом у прохожих.
Добрые люди подсказали, куда идти, и мы, наконец, купили два огромных пирога (по осетинским обычаям нужно три, но нам и двух много!) и пиво, похожее на квас вкусом и крепостью.
Остаток времени решили провести у реки Большая Лиахва, дегустируя местные деликатесы.
Вдоль реки тянется Еврейский квартал, который в интернете представлен, как одна из достопримечательностей Цхинвала. Однако, наши местные друзья с досадой сказали, что нечего там смотреть!
А мы с девочками решили проверить. Виталик сказал, что подождёт нас в машине и попросил не улыбаться налево-направо)))
Что такое Еврейский квартал? Район, в котором до 90-х годов проживали армянские евреи (или армяне и евреи). Район с интересной архитектурой и приветами из советского прошлого, где исторические памятники соседствуют с полуразвалившийся лачугами. Не только время безжалостно отнеслось к строениям в Еврейском квартале - война 2008 максимально добавила разрушений. Во время активного строительства в Цхинвале Еврейский квартал пока что обделён вниманием. Не сомневаюсь, что скоро и там будет аккуратно и красиво, только б не потерялась индивидуальность. Ведь даже в таком состоянии чётко просматривается стиль и облик прошедшей эпохи.
После прогулки по старому городу мы через не менее старый мост переехали на другой берег реки и стали искать съезд к воде.
На дороге встречаем пожилого мужчину и Виталик спешит ему навстречу, чтобы уточнить, где именно можно остановиться. А я вдруг узнаю того самого агрессивного деда и от неожиданности прячусь за машину - я так и не поняла, чем мы вызвали его гнев при первой встрече и поэтому сейчас не знаю, как себя вести.
А дед на этот раз очень приветлив. И хочет показать нам хорошее место у реки. Я уступаю ему своё "штурманское" место и, затаившись на заднем сиденье, не открываю рта до самой остановки.
Может, он уже забыл о нашей утренней встрече?
Или понял, что напрасно погорячился и пытается нивелировать негатив?
Остановились в старом парке на полянке под высокими деревьями. Берег спрятан под бетонный парапет. Зайти в быстрые бирюзовые воды невозможно, только прыгнуть с бетонки вниз. А чтобы не унесло течение - нужна длинная веревка.
- У вас есть длинная веревка?
Мы в недоумении. Многозначительно умалчиваем о наличии у нас буксировочных строп. Что за цирк? И дед уходит за веревкой.
Мы, наконец, выдыхаем. Накрываем стол на плоском камне. Не успеваем начать трапезу - к нам сквозь кусты и ветки прорывается Нива с людьми в камуфляже.
О, господи!
- Может, наши машины мешают проезду? Мы сейчас уберём! Мы вам помешали?
- Нет-нет. Хотим пива выпить. Не помешаем?
И мы начинаем пить! Виталик с Ларисой лимонад, я и Антонина домашнее пиво-квас, а наши новые знакомые Ацамаз и Азамат просто пиво. О, это так романтично! В старом парке повстречать собутыльников!
А дальше - в лучших традициях Кавказского застолья, с витиеватыми тостами и захватывающими рассказами.
Удивительно, что люди в форме имеют такие глубокие познания в области мировой истории и истории Осетии в частности.
Один из ребят родом из Знаурского района. С такой любовью он рассказывает о своей Родине - древнем храме на 13 дверей, минеральных источниках Нагутни...
Совершенно неожиданно в наши планы вносятся коррективы - и мы уже едем в сторону Знаура.
Почти сразу за Цхинвалом видим странное кладбище автомобилей. Первая мысль - это последствия аварий. Действительность обожигает ужасом. Здесь собраны сгоревшие и изуродованные машины (по-моему все Жигули), попавшие под обстрел в первые часы войны.
В районе Аунеу Навител пытается спрямить расстояние и отправить нас в Знаур через горы по известной ему дороге. Встреченный по пути мужчина с посохом выражает своё несогласие с действиями Навитела, а мы решаем не искушать судьбу и возвращаемся на асфальт.
За Знауром поворачиваем вправо по "красной дороге" - она из отсева бурого цвета вулканического происхождения. Отмечаем про себя, что здесь уже очень немноголюдно - ни машин встречных, ни прохожих. Даже дорогу спросить не у кого. Въезжаем в населённый пункт (по-моему Серибалта) и неожиданно попадаем в большое скопление припаркованных автомобилей и практически толпу людей (мужчин). Это непонятно, странно, немного напряжённо.
Из кратковременного ступора нас выводят Лаврик и Алан - местные егеря, предупрежденные о нашем приезде ребятами-контрактниками из Цхинвала. Как мудро заметила Антонина - в Южной Осетии принцип "шести рукопожатий" теряет смысл, здесь все знают всех и минимум через пару рукопожатий встречается если не родственник, то общий знакомый.
- А в чем причина такого скопления людей? Митинг оппозиции? Собрание единомышленников?
Все просто. Открытие новой дороги. Приехал ПРЕЗИДЕНТ. Незадолго до нашего появления перерезали красную ленту.
Но об этом мы узнаем уже по дороге, когда берем к себе на борт Лаврика и Алана и едем с ними по разбитой дороге по ущелью, набирая высоту, в сторону сероводородного санатория.
Ребята рассказывают много интересного по дороге и незаметно пытаются выяснить, кем мы приходимся цхинвальских ребятам - не военные ли мы?
Друзья. Просто хорошие друзья. Давние хорошие друзья!
Не говорить же грубую правду, что мы познакомились лишь сегодня, когда "пили вместе" - это так не романтично!
Санаторий Нигутни - удивительное место. Здесь, в отрыве от мирской суеты и благ цивилизации (линий электропередачи и сотовой связи), в уютных домиках отдыхают и накапливают здоровье хорошие люди.
В это время сезон уже закончен, но жизнь кипит - к директору санатория приехали друзья, общаются, шашлыки жарят.
Директор Владимир проводит нам экскурсию по своим владениям, за нами с хитрым прищуром наблюдает с постамента полуметровый бронзовый Иосиф Виссарионович.
Несмотря на уговоры, мы решаем не оставаться на ночь в Нагутни - отчасти из-за того, что ребятам-егерям нужно было домой. Они хоть и говорили, что через час гости будут разъезжаться и они смогут уехать с ними, но чувство долга превыше всего!
Мы вернём ребят туда, откуда взяли!
Только где бы нам переночевать? В гости мы вежливо и твёрдо отказались - зачем стеснять людей и злоупотреблять гостеприимством? А вот если нам подскажут хорошее и спокойное местечко где-нибудь на полянке у реки - будем очень признательны.
Местечко подсказали - "направо 300 метров до Грузии, налево 150" - с веселым названием КУКУМОРА.
Но безразмерный день на этом не закончился. Ребята очень быстро наготовили дров, развели большой костёр, мы накрыли столы и ...продолжили вечер в лучших традициях осетинского застолья. Ради даже одного такого, насыщенного впечатлениями и хорошими людьми, дня стоило ехать в Южную Осетию!