Гриш, не поверишь, я готовилась.
Надела юбку до пят, соответствующую случаю.
Муж сказал, что в ней я еще страшнее)))
Добавлено спустя 6 минут 11 секунд:В общем, получила три выговора, что не написала сразу все и до конца. Ну не получается сесть и дописать до точки. Хотя от воспоминаний до сих пор голова пухнет.
ПРОДОЛЖЕНИЕ...
Вода прозрачная, освежающая. Мы с Захаром не хотим выходить на берег. Виталик в это время разговаривает с водителем Газельки — тот привез отдыхающих с равнины Дагестана и ругается:
- Знал бы, что такая дорога будет, ни за что бы не поехал!
А мы уже собираемся дальше. Навигатор упрямо прокладывает дорогу на Дербент через Махачкалу. Но нас не переспоришь — выбираем направление и следуем строго на юг.
Где у волков ворота?Горы в Дагестане особенные. Даже там, где высота небольшая, они без растительности, причудливой формы, с вертикальными бороздами, как будто огромное невиданное животное царапало их когтями сверху вниз.
В небольших населенных пунктах вдоль дороги призывы купить дагестанский камень. Почти в каждом дворе мини-заводики по обработке плоских, одинаковой толщины обломков горной породы. И аккуратные стопки у обочин, как визитная карточка Дагестана.
Дорога узким серпантином поднимается все выше. Догоняем три груженых длинномера, которые, чтобы вписаться в поворот, максимально выезжают на встречку. Мы, стиснув зубы, плетемся за ними со скоростью черепахи, потому что везде сплошная.
Впереди — развилка с блок постом ГАИ. Нас останавливают:
- Куда едете?
- На Дербент.
- Дальше дороги нет, Дербент налево.
Начинаем показывать навигатор, дорогу, по которой нужно проехать. Сотрудники ГАИ по виду не местные, командировочные. Наконец, мы их убеждаем, что нам нужно прямо, там перевал Волчьи ворота.
Дорога петляет, набирая высоту. Небо затягивает тучами. Холодно, мокро, немного тоскливо — где-то море, чайки, а навигатор все пересчитывает время прибытия, неумолимо отодвигая от нас волны ласкового Каспия.
Перевал Волчьи Ворота встречает нас дождем. А в остальном он выглядит вполне миролюбиво — как раз для сытых, толстых и низкорослых волков. К примеру, в карачаевские Ворота эти волки могут не пройти по габаритам.
Уже в сумеркам мы въезжаем в Дербент. По плану посещение крепости Нарын-Кала, но из-за ремонта дороги мы проскакиваем поворот и с чистой совестью решаем отложить крепость на обратную дорогу.
Едем искать пляж. Ищем долго, проверяя каждую дорожку к морю. Наконец, просачиваемся в узкий въезд практически под жилым домом, едва не цепляясь зеркалами за стены.
В общем, место неплохое, людей мало. Но ночевать между жилыми домами и кромкой моря как-то не уютно, а искать гостиницу на оставшиеся до рассвета несколько часов лень. И мы, искупавшись, ночуем недалеко от трассы в спокойном месте.
Добавлено спустя 7 минут 9 секунд:История Средних Веков. Виталик сделал в машине шикарный спальник, для троих очень удобно. Рано утром пьем кофе и со спящим Захаром едем в направлении гор.
Вдоль обочин активно торгуют свежим мясом. Настолько свежим, что пару раз видела висящую кверху ногами корову. В общем, я в шоке.
В Магарамкенте у нас живет друг — сокурсник по институту, но мы проезжаем мимо очень рано, не лучшее время для встречи.
В первую очередь направляемся в древний город Ахты. Там нужно получить пропуска для погранзоны.
Проехать Ахты без остановки — просто преступление. Ищем, где припарковать машину на узенькой центральной улочке, где магазин на магазине, где машины протискиваются между каменных домов, как рыбы, где гуляют люди из другого измерения.
Вот и тот самый мост, который еще на фотографиях поражал воображение. Над рекой нависают стены средневекового дома, наверх ведут каменные, местами обвалившиеся ступени.
Мы не сразу решаемся подняться наверх. Просто смотрим другую жизнь, как кинофильм, а мы случайно попали по ту сторону экрана.
На древних улочках, где раскинув руки можно коснуться стен, деревянные дремучие двери, желоб для стока воды под ногами. Распахивается окно второго этажа, и женщина выплескивает из тазика воду прямо на каменную мостовую. Вот честно-честно, сколько мы видели разных удивительных памятников старины, но так, чтобы по-настоящему действующих — впервые!
Представляю, как приходит домой из школы ученик, поднимается по многовековым каменным ступеням в каменный средневековый город, дергает за кованое кольцо скрипучую дубовую дверь...
Зачем учебник истории средних веков, если ты сам живешь в этих веках?!
Добавлено спустя 1 минуту 37 секунд:К другу друга моего друга.В общем, мы не сразу вырвались их магии живого средневековья, потеряли время, поэтому с пропусками нас ждали легкие неприятности.
Сначала заполнили бланки, сделали ксерокопии документов в одном из придорожных магазинчиков, а потом узнали, что за пропусками нужно приходить ...в понедельник! Так быстро это не делается! Пришлось подключить все свои знакомства и личное обаяние, и закончилось все благополучно. Друг нашего друга сказал нам фамилию-имя-телефон своего друга в Куруше, к которому мы якобы едем в гости - а иначе никак! Какой-такой ТУРИЗМ? И в наших пропусках появилась красноречивая запись - «посещение родственников»!
В небольшом промежутке между оформлением и выдачей пропусков, мы успели съездить в знаменитые Курукальские сероводородные бани. Здесь находится источник природного кипятка, на котором еще в прошлом веке были построены полезные помывочные для разных слоёв общества - «солдатские», «офицерские»...
Пока раздумывали перед прейскурантом от 30 рублей, к какой категории мы относимся, кассир предложила нам «административный домик», где «в бассейне вода горячая, а под душем немного прохладней». Возможно, в связи с жарой все было немного иначе. Под душем вода была горячая, а в бассейне кипяток. Втайне надеясь, что кипяток молодильный, мы с Виталиком взгромоздили туда свои туловища, как «кур во щи», Захар же, как самый молодой, категорически отказался и все время простоял под сероводородной струёй из крана.
С легким головокружением от процедур и впечатлений едем в сторону самого высокогорного в Европе и России населенного пункта - Куруш. Вернувшись домой, специально посмотрела мировых рекордсменов высокогорья — Перу, Боливия, Тибет, Непал... И поняла, что Куруш уникален. Из-за недостатка кислорода здесь скудная растительность, нет хорошей дороги и аэропорта, не развита инфраструктура, сюда не возят туристов, нет работы, да и условий для жизни в общепринятом понимании нет, но люди живут.
Добавлено спустя 3 минуты 12 секунд:Добавлено спустя 54 минуты 56 секунд:Там, где труднее и круче пути -
Гайдар шагает впереди! - пионерская песня.
На протяжениии текущего дня мы ездим туда-сюда вдоль реки Самур. Рукой подать до Азербайджана. Или по мостику пройти.
МТС-овская сим-карта принимает ласковые сообщения «Добро пожаловать в Азербайджан. Тариф такой-то, вай-фай бесплатный, телефон посольства России...».
И еще радующие слух географические названия с производным от нашего любимого семейного напитка — река Ахты-ЧАЙ, село УсухЧАЙ.
Сворачиваем с асфальта в гору. Виталику лень останавливаться и стравить колеса: «Не сильно трясёт?»
Терпимо, скорей бы доехать уже — практически весь день на колесах. Нужно позвонить нашему другу Агафенду и сказать, что все в порядке. Нужно позвонить Музаиру — жителю Куруша (другу друга Агафенда) и сказать, что подъезжаем. Пока есть связь. Пропускаем встречный УАЗик, здороваемся. Через время Виталик все-таки останавливается, чтобы спустить колеса, а УАЗик, который уже отъехал на значительное расстояние начинает производить какие-то манипуляции на дороге.
«Может, помощь нужна?», - думаем мы, а УАЗик уже подъезжает к нам, развернувшись на узкой дороге, и молодой водитель спрашивает:
- Помощь нужна?
Еще через несколько километров обгоняем Буханку. Оттуда нам машут, останавливают:
- В Куруш? Возьмите пассажира!
Уступаю пассажиру свое место, потому что у Захара сзади до сих пор лежачее место. Ему так нравится ехать — горизонтально рядом с сумкой со сладостями и планшетом в руках. Райское наслаждение!
Мне лежа не очень удобно, но не укладывать же туда постороннего дядьку! Тем более слегка подвыпившего. Имя попутчика - Гайдар.
Ближайшие 12 км до Куруша слушаем Гайдаровский пламенный монолог.
Закончил МГУ с красным дипломом (это на самом деле так). Братья-профессора в Москве, а он с женой — учителем математики в Курушской школе — здесь. Был директором колхоза, первым начал садить картофель на высокогорье, провел водопровод от горы Шалбуздаг в село.
Заслуг много. Но и горьких страниц в жизни немало — добрый слабый человек запивает их горькой.
«Я люблю русских, люблю Россию, вы мои гости!», - много раз пафосно произносит Гайдар, мы лишь пытаемся сказать, что Музаиру (другу-друга-нашего-друга) нужно обязательно сообщить о нашем прибытии. А сотовая связь пропала.
Наконец, въезжаем в Куруш. Темнеет. Гайдар живет в самом центре, у школы. Дома здесь густо и тесно прижаты друг к другу, с трудом находим место для парковки возле двух УАЗОмашин.
- Вы должны посмотреть, как я живу, выпить чаю, познакомиться с моей женой!
Мы не сильно сопротивляемся. Нам самим интересно, как люди живут...