Все начиналось как всегда. Собранное вечером в дорогу, оказалось не доукомплектовано. Пока в спешке собирали вещи, о которых вспомнили в последний момент, забыли о тех, которые приготовили с вечера. К этому уже все привыкли, поэтому никто ничему не удивился.
До Партизанского доехали довольно быстро и почти без приключений. Была всего одна остановка. Ремонтировать дома то, что можно отремонтировать в лесу, считается дурным тоном. Пока в течение часа проводили мелкий ремонт, остальные участники решили покататься на санках. После нескольких попыток съехать по мокрому рыхлому снегу, а потом по нему же подняться к месту старта, стали лепить нечто, похожее на снеговика. После нескольких трансформаций это нечто приобрело вид упитанного зайца с сытой довольной мордой. В соответствии с пословицей «Чем дальше в лес, тем толще партизаны» так его и обозвали – Заяц Партизанский.
Несколько полуразрушенных домиков, именуемых «Турбаза «Партизанская», особых впечатлений не произвели. Но на всякий случай для себя отметили, что в одном из домиков есть печка. Так, на всякий случай.
Когда дорога от «Партизанского» пошла на подъем, а времени было 2 часа дня, мужская половина уже знала, что сегодня на Собер мы попадем, в лучшем случае ночью, в худшем – не попадем вообще. На наивные вопросы женской половины, когда мы уже доедем, уклончиво отвечали, что продуктов взяли на три дня.
Подъемы по целинному снегу брались довольно успешно, не смотря на его глубину – сантиметров 40. Благодаря 35 резине мы лихо преодолевали овраги по обочинам дороги, в которые нас постоянно стаскивало на уклонах. Километра через полтора дорога выровнялась и пошла под гору. Машины побежали резвее и появилась надежда, что на Собер мы все-таки попадем. Но время уходило, солнце клонилось к западу. Нырнув на развилке влево, хотели обойти высоту №№№ с юго-западной стороны. Но, проехав метров 500, обнаруживаем, что колею размыло и впереди дорогу пересекает глубокий овраг. Решили вернуться и обойти высоту справа, по северо-восточному склону. Вот тут мы лоханулись. До хорошей дороги, на которую мы старались пробиться, оставалось около 300 метров. Об этом мы узнали уже дома, сверяя карту с забытым впопыхах ЖПЭСом. Разворот на остатках дороги шириной метра 3, у которой с одной стороны глубокий овраг, а с другой круча высотой метра 2, отнял у нас час времени. Если бы мы знали, что нужная нам дорога рядом, за этот час мы бы смогли перетащить машины через овраг. Но мы, вернувшись к развилке, поехали по правой дороге.
Боковые лучи солнца четко высвечивали колею под толстым слоем снега. И вдруг колея закончилась. Дорога под снегом было ровной, как асфальт. Нас это обрадовало и мы прибавили газу. Оказывается, это была замерзшая лужа. Лед не выдерживает. Машина проваливается и, беспомощно вращая колесами, зависает на мостах. Причем сидит так плотно, что зацепившись лебедкой за дерево, мы вырываем его с корнем. Угрожающе зависнув своей кроной на тонких ветвях соседей, дерево своим треском обещало вот-вот свалиться на машину. Жаркие споры нашей компанию чуть не довели до пари – побьет оно стекла или только помнет крышу. Но, к счастью, все обошлось. Обмотав тросом сразу несколько деревьев, вырываем машину из ледяного плена. Следующая машина повторяет наш маневр с одной лишь разницей – бампером и мостом сгребает уже раздробленный лед в одну большую кучу перед собой. Проехав метров 50, замечаем еще одну лужу. Решили проехать ее аккуратно, не разломав лед. Бесполезно. Лед проваливается и машина уходит вглубь до середины дверей. Кое-как выбираемся через пассажирскую дверь. Вторая машина проваливается в эту же яму, только еще глубже. Приятно копаться в ледяном крошеве, плавающем в грязной воде. Залебедились. Выбрались. Через 100 метров замечаем ровную поверхность метров 70 длиной. Роман ходом пытается проскочить, но на середине лед проваливается и машина, имитируя маневр подводной лодки, уходит капотом под лед. Что вперед, что назад - расстояние одинаковое. Спереди и сзади лед. Ну раз лебедка спереди, пытаемся вытащить машину вперед. У атомного ледокола «Ленин» преимущество в том, что у него острый нос. Наша попытка пробиться сквозь лед оканчивается тем, что через три метра продавленного льда сгорает лебедка. Тут-то и вспомнилась поговорка о джипе и далеком тракторе. Но, протолкнувшись сквозь лед, мы создали себе место для маневра. Толик, благоразумно оставшись сзади на дороге, якорится, и своей лебедкой тащит Романа назад. Эти три метра разбитого льда помогают хоть чуть-чуть разогнать машину. Общими усилиями лебедки и колес проломили назад метр льда. Протискиваемся вперед и с «разгона» продавливаем назад еще метр. И так много раз, пока машина не выбирается на ровную твердь. Уже совсем темно, нет лебедки, все мокрые. Подмораживает. Верховный Совет постановил: возвращаться назад. Но сзади еще несколько засад, которые мы уже проехали. Где ходом, где с помощью веревки, чьей-то матери и сил участников похода выталкиваем машины к развилке, с которой все началось. Теперь по накатанной нами дороге легко спускаемся вниз к Партизанскому. Домой доехали быстро. Сгоревшая лебедка на скорость не влияет. Но судьба этой дороги уже решена. Мы пройдем ее обязательно, ведь сделали же мы перевал Вуланский. Вот только подготовимся не на санках покататься, а на жестокий экстрим. Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству.
Я всегда с вами, всегда там, где интересно, а камера всегда со мной. Сергей Бондаренко.
Фотоотчет "Нормальные герои всегда идут в обход" здесь
http://photofile.ru/users/ia-krasnodar/albums/